Круглый стол «Неоязычество в молодежной среде»
В телестудии «ВМ» прошел круглый стол «Неоязычество в молодежной среде». В нем приняли участие историк Александр Дворкин, публицист Егор Холмгоров, иерей Филипп Ильяшенко, дьякон Сергий Зверев.
На круглом столе были затронуты темы: «В чем причина распространения неозычества и родноверия в молодежной среде?», «Почему среди родноверов так много экстремистов?», «Как церковь отвечает на эти вызовы?». Круглый стол провели журналисты «Вечерней Москвы» – Олег Фочкин и Екатерина Гончарова. Предлагаем вам самые интересные фрагменты выступлений.
Круглый стол «Неоязычество в молодежной среде»
Александр Дворкин, историк, руководитель центра религиоведческих исследований во имя священномученика Иринея Лионского: То, что в России называется родноверием – появилось сначала в Западной Европе как возрождение друидских культов. Греки молятся Зевсу и Афине, скандинавы Одину, наши неоязычники молятся Перуну. И все это укладываются в движение нью-эйдж. Родноверы говорят, что нужно возрождать язычество. Но в ту эпоху жили не русские, а поляне, древляне, чудь, мерь и другие народности. И все друг с другом воевали. Вопрос – чью веру мы будем возрождать? И все будем воевать между собой? Единственная традиционная религия нашего народа – это православие. Русский народ родился в купели Князя Владимира. С Крещения Руси началась наша культура, наш язык, наше государство. Сегодня неоязычество проявляется и в том, что у многих оккультные отношения с Богом по принципу: «Ты – мне, я – тебе». Место живой веры занимает техника. Как рассуждают некоторые бабушки: «Святой Георгий, я тебе три свечки поставила. А ты мне ничего не сделал. В следующий раз поставлю Святому Пантилимону». Чтобы противостоять неоязычеству нужно заниматься профилактикой. Все растет постепенно. В каждом благочинии – есть ответственный по работе с сектами. Но человек должен гореть своим делом, иначе он только пишет какие-то отчеты. Появляется один буйный, и работа начинает кипеть. Нужно выявлять таких людей.
Егор Холмогоров публицист, телеведущий: Есть миф, который утверждает, что язычество – коренная религия русского народа. Это не так. С того самого момента как в 860 году русские корабли осадили Константинополь и после этого крестились. А Рюрик – был уже формально крещен. Хоть и не был хорошим христианином. У Олега и Игоря языческая часть дружины клялась на оружии, а христиане клялись в церкви. Еще до Владимира был языческо-христианский дуализм. Потом Владимир крестился в Херсонесе. Русские стали христианами. Неозячество проявляется в том, что идет подмена религиозного сознания Когда живое восприятие Бога заменяют конструкциями. Это есть у мусульман, у буддистов, у христиан. У современных людей – фэнтезийное мировоззрение, когда уже почти нет границы между человеком, хоббитом и эльфом. Что касается молодежного и политического экстремизма.
Мы видим Правый сектор на Майдане – это организации тяготеющие к неозячеству. Это общая правая тенденция, универсальная для всей Европы. Неоязычники считают, что христианство – религия слабых. Неоязычество представляет реальную опасность. Мы видели экстремиста, который на Сахалине ворвался в православный храм и убил монахиню и человека, ее заслонившего. Этот радикал был мотивирован неоязычеством. На самом деле националистическое мировоззрение возможно только в христианстве, когда мы осознаем себя братьями с теми, кто живет далеко от нас за тысячи километров и не состоит с нами в прямом кровном родстве. Это дано только в христианстве. В неоязычество люди уходят потому что ими движет дух амбициозности и гордыни, который они не могут удовлетворить в церкви.
Отец Филипп Ильяшенко, заместитель декана исторического факультета ПСТГУ: Почему молодежь уходит в неоязычество? Юным свойственно стремление к звездам, к вершинам и быть радикальным. Проще быть радикальным в ненависти к чему-то или кому-то. Труднее – быть радикальным в ненависти к греху. Христианство – религия радикальная. И молодежи свое буйство нужно обращать на себя и на свои недостатки. Пять лет назад Патриарх Кирилл сказал, что молодежь – это передовой отряд церкви. На каждом приходе сейчас есть молодежное служение. Где-то десяток человек, где-то сотни. В нашем храме вас не встретят бабушки, а встретят преподаватели из вуза. У православных истина одна. Это Христос. Но во всяком благом деле мы можем работать с традиционными религиями в противодействии сектам. К молодежи хорошо идти. Можно использовать интересные формы типа рок-концертов и дискотек. Но при этом не должно быть снижения планки.
Дьякон Сергий Зверев, Издательский совет РПЦ: Сейчас много литературы оккультного характера. Этот пласт несет угрозу для воспитания молодежи. Он разрушает фундамент мировоззрения. Сейчас юных людей трудно сфокусировать на Христе. Они не воспринимают сакральные категории. Мы должны развиваться в традиционном русле. Христос никому себя не навязывает. У молодых людей ощущается дефицит знаний и культуры. Когда, они приходят в храм, они видят только бабушек и сотрудников свечных ящичков. Это их отталкивает. Они не в состоянии увидеть что-то еще. Любой радикализм, на мой взгляд, зиждется на невежестве. Люди не знают с чем идти к спасению души. И каков инструментарий. Наша задача – просвещение через истину. А истина для нас – Христос.
Источник: Центр священномученика Иринея Лионского