Трансформация права, правозащитной деятельности и искажение общественного сознания.

вкл. .

Автор: А.А. Корелов.   

Мы являемся свидетелями не только финансового кризиса, который завершает 60-летний этап развития мировой экономики. Мы являемся свидетелями и цивилизационного кризиса, который зародился не сейчас, который зародился очень давно. Пожалуй, его истоки прослеживаются с XIX века. Но наиболее явно и четко он определился с 1948 года, когда сформировалась сначала биполярная политическая система, а затем переросла после распада Советского Союза в однополярную систему. И та система, которая на сегодняшний день благополучно прекращает свое существование. И, безусловно, всем нам и прежде всего молодым людям придется жить уже в новом мире, который еще будет очень долго переживать проблемы и беды, которыми наполнена сегодняшняя реальность. Основной проблемой, с которой столкнутся молодые люди в будущем, является, скорее всего, не вооруженное противостояние, хотя это не исключено. И скорее всего не экономические или экологические проблемы. Это проблемы трансформации общественного сознания и влияния э ой трансформации на развитие политической и правовой системы. Для того чтобы вы поняли значимость этой проблемы, я хочу привести мнение российских социологов. Я сам принимал участие в работе «круглого стола» на социологическом факультете МГУ, где большинство ученых отвели нашей цивилизации на выживание 50, ну самое большее – 70 лет. Наша цивилизация – я имею виду европейскую цивилизацию. Вся совокупность тех проблем, которые касаются демографии, состояния общества и т.д, – всё это свидетельствует о колоссальном кризисе европейской цивилизации. И сейчас отведено буквально короткое время для того, чтобы определиться, будем ли мы существовать как самостоятельный цивилизационный комплекс, или на наше место придет другая цивилизация: китайская, индийская, ближневосточная, какая угодно. И проблемы это только одно из звеньев этой огромной проблемы, когда рушатся все устойчивые взаимоотношения между людьми, когда рушатся основополагающие подходы, которые на протяжении тысячелетий способствовали развитию европейской цивилизации. К этим проблемам надо относить не только секты. К ним надо относить и политические явления, многообразие политических течений, преподносимых под видом плюрализма, но на деле таковыми не являются.

Это такое явление как контркультура. Прежде всего молодежная контркультура. Основной удар наносится на молодежь, поскольку именно она в дальнейшем будет строить общество. От них зависит, каким общество будет через 30-40 лет и каковы будут последствия уже не наших, а их действий.

Это и иные деструктивные социальные установки, которые на сегодняшний день разрушают основополагающие, ключевые моменты нашей цивилизации. И прежде всего это установки, которые разрушают институт семьи.

Совершенно четко прозвучало, что основной упор в деструктивной деятельности делается на разрушение взаимоотношений между людьми, прежде всего с взаимоотношениями, связанными с продолжением рода. Я, наверно, не открою секрет, а просто-напросто сформулирую. То обстоятельство, что будущее цивилизации зависит от того, насколько полноценным, красивым, умным, добрым будет следующее поколение. Чем больше в обществе рождается и воспитывается здоровых, умных, красивых детей, тем само общество здоровее и жизнеспособнее. И поэтому всё, что сейчас происходит, в принципе происходит только с одной целью, чтобы уменьшить количество населения на нашей планете. И, к сожалению, в первую очередь страдает та цивилизация, которая на сегодняшний день является цементом всеобщей (глобальной) цивилизации – это европейская цивилизация. Современное законодательство, закрепляющее основные гуманитарные права, сложилось под влиянием всем известных катастрофических событий.

Именно тогда, в 1948 г., приняли Всеобщую Декларацию прав человека. замечательный документ, продуманный. И на его основе развилась целая отрасль права, которая на сегодняшний день является господствующей.

Безусловно, целью создаваемой правовой системы было обеспечение основных прав и свобод перед лицом угрозы их нарушения со стороны тех государств, которые традиционно было необходимо называть тоталитарными. И вот здесь возникают два аспекта.

Первый аспект заключается в том, что в результате развития этого законодательства появилась возможность для злоупотребления этим же самым, в принципе хорошим, законодательством. То есть, выработав с одной стороны концепцию того, что всё можно, что конкретно не запрещено законом, с другой стороны общество и государство в целом не выработали системы мер против злоупотребления вот этими самыми правами. И вопрос тоталитарных сект является как раз таки вопросом, который вырос на фоне этой новой правовой системы. Когда разрешили создавать фактически любые религиозные и псевдорелигиозные объединения и фактически с точки зрения нынешнего законодательства практически в любой европейской стране любой шизофренически бред можно признать религией, верованием. На основе его создать «церковь» или иное религиозное объединение. Но никаких достаточно четких механизмов по противодействию этому явлению не создано практически ни в одной стране мира. Государства идут сейчас только по следам тех явлений, которые имеют место, то есть никаких превентивных, профилактических мер ни в одной стране мира не существует. И даже более того, религиозные вопросы стали инструментами политической борьбы между государствами.

Здесь уважаемый о. Лев Семенов читал доклад о патриотизме, о контрпатриотических установках в деятельности тоталитарных сект. В качестве реплики приведу только одну иллюстрацию. В Соединенных Штатах Америки действует закон, которым обязываются все дипломатические представители на территориях других государств в принудительном порядке оказывать содействие все религиозным объединениям, имеющим свои корни в США.

Если у нас любое сближение Церкви и государства воспринимается как некое покушение на свободу совести, то в таком случае непонятно, почему те же «правозащитники» игнорируют наличие данного закона, которое нарушает фактически не только с их точки зрения основополагающие принципы гуманитарного права, но и нарушают права всех нас. С какой стати иностранные государственные деятели законом иностранного государства, который никакого отношения к нам не имеет, оказывают содействие целому ряду деструктивных культов, организаций и религиозных объединений? Это один аспект.

Второй аспект заключается в том, что почвой для изменения законодательства явилось изменение гуманитарных подходов самих людей. смотрите, что произошло. С одной стороны на протяжении уже длительного периода, пожалуй, с XVII века, в Европе и фактически во всей западной цивилизации происходит постепенный распад религиозного христианского сознания. его место постепенно занимало материалистическое мировоззрение. В конце XX и в начале XXI веков выяснилось, что это материалистическое мировоззрение, которое претендовало на роль всеобъемлющего познания, на роль руководителя социальным процессом, оказалось, что оно не способно обеспечить какую-либо платформу для того, чтобы общество действовало полноценно, гармонично. Это мировоззрение не дало никаких оснований говорить о том, что общество избежало каких-либо деструктивных последствий. Войны не исчезли. Катастрофические последствия социального характера, связанные с тем, что общественном сознании появились вирусы.

О первом вирусе мы сегодня много уже говорили. Постараясь сильно не распространяться на эту тему. Но есть еще другие вещи, такие как псевдонаука. Доходит до того, что на сегодняшний день на уважаемых научных конференциях по естественным наукам вместо аргументации чисто профессионального характера слышатся реплики: «Я имею право так думать. Я имею право так считать, поэтому я имею право на истину». Появилось понятие «плюрализм истин» (!). Страшное понятие по сути. Ведь истина всё равно одна. Мы можем догадываться о ней, можем не догадываться, можем в чем-то заблуждаться, но истина все равно одна. Не может быть много истин для каждого человека. И вот этот плюрализм истин проявляет себя в концепции, способствующей развитию тоталитарных сект, в концепции псевдонаук, что особенно опасно для социальных проявлений, в концепции различных контркультурных молодежных течений, затрагивающих фактически каждую семью и т.д.

Таким образом, я полагаю, что основной проблемой, в общем-то, на которую обречены сегодня теоретики-юристы и практики, – это проблема все-таки фундаментального закрепления содержания определенных гуманитарных прав с той точкой зрения. Я проиллюстрирую на аналогичном примере, и вы поймете, что я хочу сказать. Право на свободу предпринимательства предполагает не только разрешение осуществлять предпринимательскую деятельность практически во всех сферах, за исключением тех, что являются сугубо прерогативой государства, но и на защиту от тех людей, которые злоупотребляют свободой предпринимательства, от мошенников, от всякого рода недобросовестных конкурентов и т.д. и т.д.

В религиозной же сфере, к сожалению, такой механизм защиты от недобросовестных людей, которые злоупотребляют свободой совести, никем нигде не прописан. Любые попытки ограничить деятельность религиозных мошенников – по сути большинство тоталитарных сект – это работа типичных религиозных мошенников, по-другому назвать невозможно. Они никаким образом не регламентируются. Как только кто-либо желает выступить против тоталитарных сект – попадает под очень жесткий пресс со стороны тех же тоталитарных сект. Они, как флаг, берут основополагающие права, которые закреплены законодательством и которые обладают существенными проблемами с точки зрения защиты от подобных организаций, недобросовестно использующих свои обязанности перед людьми, и организаций, которые, по сути, не являются религиозными, а таковыми себя только называют.

Я полагаю, что разработка четких формулировок деструктивного поведения, деструктивной деятельности и деструктивного социального поведения и разработка механизмов социальной ответственности является как раз практическим выходом из этого положения.

Ведь на сегодняшний день существует еще одна правовая проблема. В чем она заключается? А в том, что у нас либо всё разрешено, либо если запрещено, то только уголовным, административными кодексами, применитально, я имею в виду, Российскую Федерацию.

Механизмов социальной ответственности у нас в законодательстве не предусмотрено практически.

Что такое социальная ответственность? Иллюстрирую на примере. Человек, злоупотребляющий наркотиками, с точки зрения уголовного права преступником не является, если он не распространяет наркотики, если он их не провозит и не хранит. Само по себе употребление наркотиков некриминально. Но это не означает, что этому человеку можно дозволит ответственный государственный пост или дозволить управлять транспортным средством повышенной опасности. Вот определенные меры социальной ответственности, т.е. определенные поражения в правах для лиц, которые этими правами не могут нормально распорядиться. То же самое, на мой взгляд, вполне применимо в отношении деструктивных организаций. Не всё должно заключаться только в привлечении к уголовной ответственности конкретных лидеров тоталитарных сект, но можно ставить вопрос о тех социальных ограничениях, которые возлагаются, в том числе на адептов этих организаций. Эти люди не несут ответственности с точки зрения уголовной, однако на них налагается определенные социальные, может быть, политические ограничения, для того чтобы обезопасить общество от возможного и деструктивного воздействия. То есть механизмы, конечно, должны быть продуманы. Безусловно, меры этой ответственности также должны быть прописаны в законе. И вот это как раз таки т является предметом, наверно, раздумий для тех, кто, может быть, здесь присутствует, в сферу профессиональной деятельности которых это может входить, в том числе это должно быть интересно для студентов при написании курсовых, дипломных работ т т.д. В принципе, я еще раз говорю, не предлагаю сейчас конкретных готовых рецептов. Предлагаю всем вам задуматься над этой проблемой.

Что же является следствием тех пробелов, о которых мы сейчас говорили?

Растут секты, как грибы. И не только тоталитарные секты. Умножается число людей, которых, хлебом ни корми, как дай поуправлять чужой психикой. Доступ к психологическим знаниям получило огромное количество людей. Множество психологических факультетов, очных и заочных отделений, коммерческих вузов и т.д. дают психологические и недопсихологические знания. Как правило, это психологический суррогат. К сожалению, очень много людей не только в сектах, но и оккультисты всех мастей, мошенники, коммерческие культы, кто угодно, пытаются управлять психикой другого человека. и в своей практике периодически сталкиваюсь как раз с такими попытками воздействовать на психику другого человека с целью завладения имуществом, с целью привязать человека к себе, использовать каким-то образом человека.

Второе негативное последствие – усиление провокационно-экстремистской направленности религиозных объединений. Чувствуя, что сфера их деятельности начинает сужаться и государство поворачивается лицом к людям, они в действительности сейчас переходят к достаточно жестким методам. И на сегодняшний день мы сталкиваемся с неким ужесточением противодействия сект при наведении государственного порядка. Сегодня говорилось о том, что прикрытие сект осуществляется со стороны сектозащитных организаций (Московская хельсинская группа, Славянский центр и проч.), финансируемых самими сектами или политическими структурами государств. Правозащитная риторика здесь используется лишь для прикрытия деструктивно, а не редко криминальной деятельности самих тоталитарных сект. Никакого отношения к правозащитной деятельности это не имеет. Однако же такое явление существует и никаких механизмов противодействия данному явлению у нас в законодательстве не выработано.

Теперь, что касается ужесточения борьбы с сектами. Приведу только те примеры, с которыми мне лично пришлось сталкиваться при осуществлении правовой помощи Александру Леонидовичу Дворкину, Центру Иринея Лионского.

Это прежде всего попытки преследования лиц, допускающих критические высказывания в адрес тоталитарных сект. Не думайте, что только вопрос касается Центра Иринея Лионского. Нет, это идет работа со стороны сект по всей стране. Достаточно почитать сайт Славянского правового центра, где прямым текстом говорится примерно следующее: «Мы будем отслеживать все публикации, в которых имеются критические высказывания в адрес тех же неопятидесятников». Написано открытым текстом, в вежливой форме, но угроза очевидна. Это и делается.

Пожалуйста, попытки судебного преследования А.Л.Дворкина со стороны лидера неопятидесятников Сергея Васильевича Ряховского имело место. Проиграл С.В.Ряховский. Другой пример. Московская хельсинская группа опять-таки предъявляла иск к А.Л.Дворкину и ко второму каналу «РТР» – проиграла иск. Такие же попытки имели место и со стороны лидера психокульта «Синтон» Николая Козлова. В адрес выступавшего сегодня о. Михаила Плотникова, и в отношении А.Л.Дворкина. Здесь на конференции присутствует Алексей Ярасов, представитель Тульской епархии. Сколько ему сейчас приходится сталкиваться с преследованием со стороны сект, рассказать может только он! Здесь используются против него не только клеветнические публикации, причем публикации, знаете ли, банально сплетнического характера, мол, выступление сотрудника миссионерского отдела может повлечь какие-то погромы. Поджоги молитвенных домов и т.д. придумываются версии о якобы имевших место поджогах. В Тульской епархии имеются ответы местного управления внутренних дел, в соответствие с которыми никаких противоправных действий против тоталитарных сект, молитвенных домов не замечено.

Таким образом, именно со стороны тоталитарных сект ведется работа по разжиганию религиозной розни, по провоцированию православных людей и людей, занимающихся борьбой с сектами, на какие-либо резкие противоправные действия

Сыктывкар. Такая же попытка уголовного уже правового преследования в отношении священника Георгия Федора, главного редактора журнала «Епархиальные ведомости». Пример вопиющий. Журнал «Епархиальные ведомости» опубликовал письмо читателя, где он просто высказывает возмущение в связи с деятельностью тоталитарных сект. Буквально через некоторое время направляется заявление в органы прокуратуры с просьбой привлечь главного редактора к уголовной ответственности за разжигание религиозной розни. И вот это ведется по всей стране. Не обошло и маленького поселка Тушагач. Главный редактор местной газеты был привлечен к уголовной ответственности по заявлению одного из руководителей неопятидесятнических организаций.

Ярославль. Евгений Мухтаров, о котором здесь сегодня упоминалось. Местный журналист, активист, общественник, который ведет антисектантскую работу на региональном уровне, постоянно подвергается тем или иным попыткам преследования. Итак, это происходит по всей стране. Я называю только те факты, с которыми мне лично в той или иной степени пришлось столкнуться.

Много сегодня говорилось о харизматиках в православной среде в предыдущем доклад. К сожалению, не было сказано о другом: те же неопятидесятники постоянно пытаются мимикрировать под Православие. К сожалению, атрибутика Православной Церкви, Ее символика никаким образом не защищена законом. И каких-либо претензий к тому же С. Аделаджи, нигерийцу, африканцу по происхождению пастору, возглавляющему одну из тоталитарных сект на Украине, не предъявить. На его сайте так называемой «церкви» «Посольство Божие» было размещено его изображение в одеянии православного священника. Вот такие случаи имеют место. Так называемые пасторы гастролируют по северу нашей страны, наряжаясь в одежды православных священников, чем смущают верующих. Вроде с одной стороны батюшка, а с другой стороны говорит что-то не то, поэтому пожилые люди, которым давно не удается добраться до ближайшего храма, конечно, очень расстроены этим фактом. Но противопоставить этому наша правовая система пока не дает возможности.

Одновременно предпринимаются попытки дискредитировать Российскую Федерацию в европейских средствах массовой информации. Известный факт. Неопятидесятническая организация проводила не разрешенный властями Москвы пикет возле здания Правительства г. Москвы. Естественно, сотрудники милиции этот пикет разогнали. Всё это было снято на видеокамеру, и потом появились соответствующие искажавшие правду материалы, в частности в Би-Би-Си. Так создается определенный имидж нашей страны, которая якобы не является демократичной и преследует верующих.

Многие тоталитарные секты фактически превратились сегодня в рабовладельческие организации. Только способы удержания людей изменились. Основным способом является как раз таки подавление сознания, лишение его способности к сознательному выбору, лишение его возможности проявить волю к тому, чтобы уйти из секты. Далеко не все секты обладают заборами и казематами. Но, к сожалению, в виде этих казематов выступает их знание психологии. И тот вред, который здоровью людей они причиняют. Следует отметить, что любое психическое воздействие на человека насильственного характера рано или поздно приводит к повреждению психики, поскольку затрагивает очень уязвимые центры центральной нервной системы и коры головного мозга. Об этом говорят сейчас психиатры. Но, к сожалению, и здесь в данной ситуации законодательство об оказании психиатрической помощи недостаточно четко прописывает ситуацию, связанную с религиозными организациями. Методы подавления сознания, к сожалению, имеют место в таких организациях, которые будто бы оказывают психологическую помощь, проводят психотренинги. Не так давно мне с А.Л. Дворкиным довелось участвовать в записи телепередачи у Андрея Малахова. Четко и не сговариваясь (причем это не было предусмотрено сценарием) прозвучал совершенно очевидно иллюстрирующий факт того, как на таких курсах психотренингов обрабатывается сознание.

Первый этап. Люди получают необыкновенное удовольствие. Они выходят оттуда воодушевленными, возбужденными и т.д. Они рады тому, что они наконец нашли какую-то помощь.

На втором этапе у людей просто-напросто ломают психику неумными и неуемными какими-то упражнениями. В ходе одного из таких упражнений погиб человек. Если кто видел эту передачу, были свидетелями обсуждения того факта, как сгорел заживо один из адептов такого психокульта. Евгений Кривицкий, которого псевдопсихологи заставили обложить себя дровами, зажечь эти дрова. И он в центре костра задохнулся и сгорел. Вот такой трагический случай, к сожалению, не единичный.

Буквально недавно, месяца полтора-два назад, ко мне по телефону обратилась женщина – жительница Московской области. На тот момент она находилась в Геленжикском районе Краснодарского края. Вы не представляете себе, что творится в данном регионе, у геленжикских дольменов! Сколько людей, вовлеченных в секту анастасийцев, оккультистов, бог знает каких психологических организаций, находятся там в поселениях.

Женщина рассказывала жуткие вещи. Детей рожали в палатках. Дети находятся в каком-то тряпье, не получают необходимой медицинской и социальной помощи. Обращения в прокуратуру пока не дали результатов. В общем-то, сейчас, к сожалению, необходимо выходить на уровень Генпрокуратуры по данному факту.

Уважаемые слушатели! Я хочу, чтобы мой доклад не оставил бы вас равнодушными, чтобы вы в своей повседневной деятельности помнили, чем опасны тоталитарные секты, деструктивные культы.

Повторюсь: в ряду других деструктивных социальных явлений борьба с тоталитарными сектами является одним из звеньев порочной цепи, не разорвав которой мы действительно лет через тридцать утратим европейскую цивилизацию.

Давайте просвещать людей. Пожалуй, мы первая стран, которая видит эти угрозы, открыто говорит о них. Пусть наш опыт перенимается представителями других стран, мы тоже готовы учиться у них. И необходимо помнить, что мы живем в одном мире, где границы носят весьма условный характер.

Материал Всероссийской научно-практической конференции "Актуальные проблемы изучени новых религиозных движений и секс" посвященной 5-тилетию воссоздания Миссионерского отдела г. Разнани. 2008 год.