Пять открытий первой в моей жизни международной антисектантской конференции
Автор: Юлия Коминко
На приглашение поехать для освещения в православных СМИ международной антисектантской конференции я откликнулась хоть и с опаской, но сразу: понять эту тему и вникнуть в нее — казалось не лишним. Тем более, что в работе уже несколько раз возникали предложения подготовить ряд материалов на тему апологетической деятельности православных в Украине.
Опасения же были вызваны тем фактом, что апологетика в наше время принимает разные, в том числе порой и причудливые формы. Например, когда мы защищаем Православие так, что окружающим при виде этой нашей защиты хочется держаться и от православных, и от самой Церкви подальше…
И вот — Сербия, неизвестный до этого даже на слух город Новый Сад, на всё про всё три дня: с 24 по 27 сентября.
Немного фактов и сухих цифр, или Как рождаются сенсации на трудностях перевода
Мероприятие оказалось 5-ой Встречей Межправославной сети центров по изучению новых религиозных движений и деструктивных культов.
Первые четыре подобные встречи прошли в других странах мира (подробнее об этом «Православию в Украине» рассказал организатор встреч — епископ Карпассийский Христофор (Кипрская Православная Церковь)).
Пятое собрание состоялось в Сербии, по приглашению местного митрополита Иринея — правящего архиерея Бачской епархии и председателя ОВЦС Сербской Православной Церкви. Тема была определена как «Гуруизм, деструктивные культы, личностные, духовные и социальные проблемы и их излечение».
Все заседания проходили в уютном загородном отеле «Ribarsko Ostrvo», залы, украшенные в белых тонах, тешили торжественностью атмосферы отвыкший от официоза глаз…
Прибыли около 100 участников — представители 10 Поместных Православных Церквей, 15 стран.
Кстати, готовя в день открытия информационное сообщение о мероприятии, я решила блеснуть в таком солидном собрании оперативностью и спустя 5 минут по окончании церемонии открытия обратилась к организаторам с просьбой озвучить количество участников и перечень стран. …То ли 10-часовая дорога сказалась, то ли 3-часовой торжественный официоз, то ли язык английский приподзабылся на слух, но из уст уполномоченного человека я четко услышала: 1000 участников, 30 стран. Не сопоставив картинку с содержанием, с уверенностью выдала эти данные в эфир. Спустя два дня один из моих собеседников на интервью весьма удивился озвученной такой внушительной цифре и… пошел уточнять. Сначала выяснилось, что участников не 1000, а 100. А затем, что стран не 30, а 13.
Пришлось исправлять и переделывать, но я до сих пор терзаюсь смутными сомнениями на счет того, кто и кого неправильно понял…
…Нет смысла описывать все прошедшие за эти дни мероприятия. Во-первых, заседания и обсуждения, прежде всего, касались их участников — всё-таки люди съехались те, кто в теме, и говорили о проблемах они не на уровне обывателя или заезжего бытописателя. А во-вторых, частично о поднятых на встрече вопросах для украинских читателей рассказали организаторы — сербский митрополит Ириней и кипрский епископ Христофор. (Материалы с ними появятся на «Православии в Украине» в самое ближайшее время).
Но отдельное внимание хотелось бы уделить тем моментам, которые срезонировали в моем информационном сознании, пошатнув или вообще перевернув сложившиеся в этой сфере журналистские представления.
Итак, первая в моей жизни международная антисектантская конференция. Пять открытий.
Открытие первое: о чем говорят всемирные апологеты
Рабочими языками конференции были сербский, греческий, русский. Перевод осуществлялся синхронный, и, возможно, где-то допускались неточности. Но что сразу и однозначно приковало внимание — так это то, о чем, как говорится, «говорят мужчины».
Мне казалось, что целью своей жизни апологеты во всем мире видят борьбу с сектами. И в этой борьбе, эдакие пламенные революционеры, они готовы огнем и мечом приводить в Церковь желающих и нежелающих.
Но люди на конференции говорили больше всего о… Христе. О вере, о том, как верить и во что. О том, как воспитать человека-прихожанина так, чтобы он в личной свободе, сознательно и целенаправленно шел за Христом по тому пути, какой Господь предназначил, а не духовник за него решил. О том, как православные пастыри могут противостоять тем, кто «расхищает овец из стада Христова», уводя под разными предлогами в разные степени зависимости.
Помню, поразили слова владыки Христофора из Кипрской Православной Церкви о том, что наши православные верующие должны быть как апостол Фома. Просвещены светом Истины Христовой, научены Его учению, и со всем этим — жаждущими личной, а не по рассказам других, встречи со Христом.
И как раз опасность сект и деструктивных культов в том и состоит, что человека этой свободы выбора и добровольного следования по пути лишают. А вместо личной Встречи предлагают полностью ввериться «вождю-гуру», который возьмет на себя труд выбора вместе с грузом ответственности.
Правда, культы — это полбеды. Остальная половина — в неправильно понятом понятии духовничества в православии. О проблеме младостарцев, лжестарцев в Церкви на конференции говорили много и подробно. Этой теме были посвящены несколько основных докладов. В частности, выступление епископа Эггрского Порфирия (Сербская Православная Церковь) «Подлинное духовное отцовство и псевдо-старчество — гуруизм»; протоиерея Александра Новопашина (Русская Православная Церковь) «Гуруистские культы в Церкви» и других.
Об этом говорил в докладе и возглавляющий украинскую делегацию епископ Обуховский Иона (Черепанов). (Беседу с ним о том, почему младостарчество всё же нельзя назвать основной проблемой Украинского Православия, читайте на «ПвУ» в ближайшее время).
Открытие второе: оказывается, есть украинские апологеты
К слову об украинской делегации. Состояла она из сотрудников Всеукраинского апологетического центра имени святителя Иоанна Златоуста, официально действующего по благословению Блаженнейшего Митрополита Владимира при Синодальном отделе УПЦ по делам молодежи с начала 2012 года.
За почти год существования центра информации о нем приходилось слышать и размещать довольно много (http://orthodoxy.org.ua/content/kiiv-proniknennya-saientologii-v-sistemu-osviti-sektoznavtsi-ta-svyashchennosluzhiteli-pro-ruinivni-naslidki-narkonona-3).
Но в тех, кто ехал в Сербию, поразила одна общая черта — горение и небезразличность. Как и все энтузиасты, на дело, которым увлечены, они направляют свою кипучую энергию со всей неугомонностью и изобретательностью.
От Украины было четыре представителя.
Епископ Иона (Черепанов), он же глава Синодального отдела УПЦ по делам молодежи, он же — председатель Попечительского совета Всеукраинского апологетического центра. Апологеты — уже n-ная общественная организация, нашедшая кров у гостеприимного Синодального молодежного отдела. Не впервые владыка Иона берет под координацию проекты, которые только-только разворачивают свою деятельность и пока не у всех в Церкви находят понимание и позитивную оценку. Но железное убеждение «молодежного» епископа — «если дело Божье, то расцветет, а если от человеков, то прекратится».
Кстати, и в апологетическую тематику владыка вникал основательно — на его доклад и выступления участники живо реагировали.
Протоиерей Максим Денисенко — член правления центра. В Сумской епархии заведует медиа-сферой, будучи главой епархиальной пресс-службы. Активно участвует в миссионерских проектах, занимается апологетической деятельностью. Не так давно «прославился» «гонением» против заезжего сектантского проповедника в Сумах. И хотя в интернет-роликах организованная им акция освещена не совсем адекватно, отец Максим видит в этом и позитивный момент — надо учиться не только проводить апологетические и просветительские мероприятия, но и отдельно обеспечивать им достойное медиа-сопровождение.
Иеромонах Хризостом (Грищенко) — глава Киевского отделения апологетического центра, насельник Киевского Архангело-Михайловского Зверинецкого монастыря. Сейчас, видя одухотворенного батюшку, в жизни не догадаешься, что он 10 лет состоял в секте, и 5 лет был протестантским пастором. В православие пришел в 2000 году и в настоящее время ведет апологетические беседы при монастыре, участвует в проведении антисектантских мероприятий в епархиях (http://www.youtube.com/watch?v=eoX6kY-QQ74). Именно отец Хризостом на конференции в Сербии поднял важный вопрос — когда человек переходит из секты в Православную Церковь, с чем он встречается? Безразличие, настороженность, часто отчужденность — как со стороны пастыря, так и паствы. Изменить подход к переходящим в Православие со стороны православных священников — важная, по мнению отца Хризостома, насущная задача.
Владимир Рогатин — член правления центра. Живет и работает в Николаеве, обеспечивает информационную поддержку апологетических мероприятий в СМИ и социальных сетях. Знаток сект и культов, их особенностей и тонкостей, неугомонный труженик в самых различных направлениях апологетической деятельности…
…Что ж, знакомству с украинскими апологетами начало положено. Хочется надеяться, что в самом недалеком будущем еще представится множество поводов рассказывать о них.
Открытие третье: личное знакомство с главным «сектоведом и сектоборцем»
Обезоруживающе обаятельная светлая личность, разговоры о красоте Православия, о культуре и необходимости пастырям и верующим самообразовываться, любовь к Церкви, выплеснувшаяся в двухтомнике очерков по истории Вселенской Православной Церкви, читающихся как любовный роман — это всё о главном на постсоветском пространстве «сектоведе и сектоборце».
Профессор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Александр Леонидович Дворкин оказался никаким не борцом в ожидаемом смысле этого слова. Интеллигентность, аргументированность, сдержанность — совсем не так представлялся мне образ человека, ведущего много лет борьбу с сектантами.
Но оказалось, что профессор Дворкин с сектантами не борется — только с сектами. Всё по-Евангельски: наша брань не против плоти и крови, а против духов злобы поднебесных.
(Интервью с А.Л.Дворкиным также готовится к публикации на «ПвУ»).
Открытие четвертое: КРАСОТА ПРАВОСЛАВИЯ vs ПРАВДА О СЕКТАХ
Отдельным и глубоким откровением этой конференции лично для меня стал один интересный тезис. Александр Леонидович озвучил его в своем докладе, даже не подозревая, что примирил таким образом две хоть и дружественно, но противоборствующие стороны.
Еще по дороге на конференцию возникло в украинской делегации некое подобие спора о том, на что лучше тратить интеллектуальные силы и молодые годы. Отцы до препирательств с журналистом опускаться не стали — и в одной весовой категории сошлись в словесном поединке мы с Владимирым Рогатиным.
На мой тогдашний взгляд, глупо тратить время, сообщая всему миру, какие плохие секты. Лучше вместо этого говорить о том, как хороша Церковь. Владимир, занимаясь освещением связанных с деятельностью деструктивных культов скандалов и недоразумений, отвечал на такое, что врага нужно знать в лицо, и знать хорошо. И всем это лицо показывать. Предупрежден — вооружен, где-то так.
Доклад профессора Дворкина расставил много точек над всеми «і». В своем выступлении он среди прочих подчеркнул мысль о том, что противодействовать распространению сект и деструктивных культов нужно двумя способами — подавая правдивую объективную информацию о них, и показывая красоту православия. «Одно невозможно без другого», — прозвучал тезис, и спор сошел на нет.
А вынесенное в подзаголовок четвертое открытие претерпело уточнение: КРАСОТА ПРАВОСЛАВИЯ & ПРАВДА О СЕКТАХ.
Открытие пятое: Сербия. Нам так не жить…
Вернее, лучше нам так не жить…
Мосты через Дунай отстроены заново — в годы натовских бомбардировок в конце 1990-х в Новом Саде все они были разрушены. 40 тысяч безработных на почти 220-тысячный городок. В результате войны НАТО с Югославией многие ключевые предприятия были закрыты, и местные жители лишились возможности работать.
Монастырю Ковиль государство передало национализированную в ХХ веке пахотную землю — с одной стороны, радость. С другой — поди ее обработай. В конце сентября погода стоит — июльская. Дождя в этих местах не было 2,5 месяца: поля даже не золотые – белоснежные, растительность выгорела добела, и в этих сухих камышах, растущих на полях вдоль дороги, с трудом угадывается царица полей — кукуруза.
Но храмы — полные. Монахи — приветливые. Сказала бы, что похожи в чем-то на добрых волшебников из экранизации «Гарри Потера», хотя, возможно, кому-то эта аналогия не покажется удачной.
Много людей причащается. На службах — дисциплина железная. На воротах кафедрального собора епархии — традиционные для Запада объявления-соболезнования по поводу смерти кого-то из прихожан: дух общинности не оставляет человека наедине и после смерти. Все должны знать, когда его будут отпевать, чтобы успеть прийти проститься.
Но самое теплое впечатление от Сербии — ощущение дома. Служба на Воздвижение за тысячи километров от Киева — а всё так, как привыкла. Возгласы, ектении, благословения, тексты песнопений. Живое, радостное, трепетное чувство вселенскости православия — нас много, и мы повсюду…
* * *
Пятью открытиями, конечно, не заканчиваются антисектантские сербские впечатления. Но данная заметка предполагалась как преамбула к серии материалов, которые готовятся по итогам конференции. Поэтому логично будет приостановить повествование, чтобы дать высказаться спикерам.
Почему православные вообще обращают внимание на такое явление, как «гуруизм» — неужели другие проблемы стоят менее остро?
Что такое младостарчество, и почему оно процветает в Украине?
Почему священники становятся младостарцами, и как показать кому-то красоту Православия, если сам ее не видишь?
Об этом и многом другом отвечали на вопросы «Православия в Украине» участники конференции в Сербии. Читайте в скором времени.
По материалам сайта Православие в Украине