Подольское муниципальное язычество
В некоторых регионах нашей необъятной Родины у региональных и муниципальных чиновников имеет место быть крайне странное представление о культуре. И в некоторых случаях в их головах возникает определенного рода путаница между таким понятием, как культура, и таким, например, как деструктивный псевдорелигиозный культ.
В этот раз особо отличился Подольский муниципальный район Московской области. Началось все в далеком 2005 году. Речь идет о так называемом «Славянском Кремле» Виталия Сундакова, под строительство которого ему было выделено несколько гектаров земли с одобрения главы Подольской районной администрации Николая Петровича Москалёва.
Изначально речь шла о некоем «культурно-просветительском центре». Но вот если обратиться к сайту владельца этого самого «Славянского Кремля», посмотреть объявления о мероприятиях, которые проходят там довольно часто, то увидеть можно совсем не культуру, а вполне сформировавшийся культ (http://slavkreml.ru/category/kologod/).
Из особо занятного: «25-го дня (в шесток), месяца листопада (октября) в лето 2014, В Славянском Кремле празднуем Святодни: Осенние Деды и Осенние Макошье.
Осенние Деды (Навья седмица) – череда Святодней предшествующих Осеннему Макошью, поминовение предков, проведения Тризн и иных поминальных Обрядов. Проводы душ предков в Ирий – до будущей Весны.
Осенние Макошье (Осенние мокриды) – Святодень, когда Мать Сыра – Земля и Государыня Вода «закрываются» до будущей Весны. На Святодень приносят Требы Земле-Матушке и Государыне Воде, просят у них прощения. Святодень посвящён Макоши – плетущей Покутные Нити наших судеб».
Или, например, Коляда. Думаете Рождественские Колядки? Ан нет, никакой этнографии и христианской культуры, тут все «по-серьёзному»: «Гой, Коляда! Род людской, народ честной! Коляду празднуем 27-го стуженя (декабря), в шесток (субботу) в Славянском Кремле, что на земле Подольской. Начало праздника в 15:00.
Коляда – один из четырёх главных Праздников Кологода, приуроченный к Зимнему Солнцестоянию. Рождение нового Солнца и нового Годового Круга. Праздновался на Руси в ночь с 24-го на 25-е стуженя». Вообще, если уж вспоминать то, что нам известно про славянское язычество из адекватных исторических и этнографических источников, то это называлось «Карачун», а совсем не «Коляда». И заканчивалось все это действо коллективной оргией. Ну да о точности формулировок и о том, какое действительно отношение эти пляски имеют к религиозной системе под названием «славянское язычество», разговор будет чуть ниже.
Пока же зафиксируем себе вот что: на территории Подольского муниципального района Московской области при материальной поддержке властей процветает, обрастает новыми строениями, проводит платные мероприятия некая структура, позиционирующая себя, как центр просвещения граждан в сфере славянского язычества. Возглавляет весь этот комплекс Виталий Сундаков, у которого, по его же словам, последняя запись в трудовой книжке «профессиональный путешественник» (http://lotosaudio.ru/001/sundakov/sundakov-01.shtml). Естественно, с граждан, желающих поучаствовать в мероприятиях, собираются деньги.
Кстати, этим деятельность Виталия Сундакова не исчерпывается. У него есть еще масса «проектов». Например, тренинги. «Инструкция по эксплуатации судьбы» (http://sundakov.ru/instruction/). И если кто-то думает, что это просто красивое название, так нет, человеку действительно будут рассказывать про его «судьбу» и как её переформатировать. В том числе и не совсем психологическими методами. Или, например, тренинг «Только для женщин» (http://sundakov.ru/woman/). Там прямым текстом говорится о некоей «Вселенской Любви Богини», или о том, что важно в рамках обретения сексуальной магии «взорвать свою душу».
При этом господин Сундаков не ограничивается тренингами для взрослых, а предлагает свои услуги детям и молодежи. Есть тренинги «Славяская Дружина», и «Цивилизаторы». То есть, хозяин «Славянского Кремля» максимально широко ориентирован на любую целевую аудиторию. Ему есть что сказать просто всем. За определенную плату. Только как-то нет уверенности, что детям и молодежи нужно в рамках летнего лагеря знакомиться с такой «историей» и такой «этнографией», которые предполагают налет языческих, а то и оккультных практик. Не то чтобы все это было полезно для неокрепшей детской психики.
Возвращаясь, собственно, к языческому компоненту в «Славянском Кремле», важно понимать одну простую вещь. У нас осталось крайне мало достоверных упоминаний о славянском язычестве. Ну, потому что это была достаточно примитивная религия, а письменные источники того периода в дефиците.
И вот все то, что сейчас, в веке 21-м преподносится нам, как некое исконное славянское верование – это дикий постмодернистский религиозный суржик. Куда намешаны и реальные этнографические и исторические источники, с их элементами, и оккультизм, и «творческая фантазия автора», и откровенный «нью-эйдж». То есть даже с точки зрения истории религий это все никакой особой ценности не представляет. А если учесть, что господин Сундаков устраивает на базе своих доктрин тренинги личностного роста, то можно говорить и про определенную опасность такого рода мероприятий. Для психического здоровья, в первую очередь.
Но, Бог (боги?) с ним, с Сундаковым. Он деньги зарабатывает, как умеет. Куда более важный вопрос к муниципалитету Подольского района. Как их горячая дружба со «Славянским Кремлем» сочетается, например, с «Законом о свободе совести и вероисповедания»? И, в частности, с тем, что у нас светское государство? Не является ли предоставление земли под языческое капище под видом музея этнографии нарушением этого закона? Впрочем, тут уже дело не за журналистикой, а за активностью правоохранительных органов и прочих надзорных ведомств.
Георгий Раковский
Источник: iriney.ru