О жертвах богам и Жертве Бога.

вкл. .

Понятие о жертвоприношении в язычестве и христианстве.

Сегодня часто приходится слышать призывы «возвратиться к корням», возродить «родную веру». Люди, называющие себя языческими волхвами, в славянских косоворотках и со стилизованными свастиками на груди обращаются с подобными призывами с телеэкранов. Конечно, никакого отношения к исконным славянским верованиям эти реконструкторы не имеют, да и сама возможность такой реконструкции довольно абсурдна, поскольку с момента Крещения Руси прошло уже более тысячи лет. Однако, учитывая то, что немалое число сторонников неоязычества говорит о необходимости возрождения язычества настоящего, без примесей, современных переосмыслений и дополнений, стоит рассмотреть непременные атрибуты, исторически сопутствовавшие многобожию. В данной статье речь пойдёт о практике ритуальных жертвоприношений в языческих религиях различных народов, а также о христианском осмыслении данного явления.

Жертвы богам

В наши дни в атеистических кругах хорошим тоном считается сокрушаться по индейцам, которых беспощадно колонизировали фанатичные европейцы-христиане. Мы не будем заниматься апологией колонизаторов, но, справедливости ради, стоит разобраться, кем являлись коренные обитатели Америки. Так, например, традиции индейцев майя предписывали после удачной войны приносить пленников в жертву богам. При этом захваченные неприятели в обязательном порядке подвергались ритуальным пыткам, которые оканчивались мучительной смертью. Многочисленные человеческие жертвоприношения своим богам приносили и древние ацтеки. Во время строительства главного храма в Теночтитлане, по данным ацтекских источников, в течение четырёх дней было умерщвлено более 84 тысяч человек. Обычно жертвоприношение у ацтеков выглядело следующим образом: жертву клали на камень и рассекали грудную клетку, из которой вынимали сердце, после чего жертве отрубали голову. Нередким было и сожжение жертвы заживо, неспешные расстрелы дротиками привязанного к ритуальному столбу или снятие кожи с еще живого человека. В жертву приносились мужчины, женщины и дети из своего племени, а также захваченные во время военных походов пленники из других племен. Другой народ, проживающий в Южной Америке – инки, особо широко практиковал жертвоприношение детей. Ребенка либо удушали удавкой, либо проламывали череп топором. Индейцы ирокезы приносили в жертву богу войны людей, совмещая долгие и мучительные пытки с исполнением ритуальных песнопений. Подобная кровавая практика была распространена среди всех племен Южной, Центральной и Северной Америки. Поэтому, хотя европейские колонизаторы были весьма жестоки по отношению к местному населению, сложно сочувствовать тем цивилизациям, в которых не осталось уже ничего человеческого (1).
Человеческие жертвоприношения были традиционными и для других языческих цивилизаций.
В Карфагене дети зажаривались до смерти на нагретой бронзовой статуе. Согласно Диодору Сицилийскому, «в их городе был бронзовый идол, протягивающий свои руки ладонями вверх и наклоненные к земле, чтобы каждый из детей, помещенных на них, скатывался и падал в своеобразную зияющую яму, наполненную огнем». Археологи при раскопках Карфагена и других Финикийских центров находят в огромных количествах останки младенцев и детей.
О жертвоприношениях животных и людей у греков и римлян есть также немало сведений. В некоторых античных культах, например, ликейского Зевса, жертвоприношение людей было основано на убеждении в том, что боги испытывают наслаждение, употребляя человеческую плоть. Даже в поздней античности греки полностью не оставили практику человеческих жертвоприношений. Так, перед битвой при Саламине (480 г. до н. э.) в жертву Дионису были принесены трое персидских пленников.
По одному из древних законов Ромула богам преподносили в качестве дара преступников, виновных в измене. Ритуальные жертвоприношения детей в Риме совершались на протяжении очень долгого времени. В римской республике даже существовал специальный день жертвоприношений людей – «День Агейских жертвоприношений», во время которого в Тибре топили мужчин старше шестидесяти лет.
О человеческих жертвоприношениях у древних кельтов известно как по археологическим находкам, так и из письменных свидетельств римлян. Юлий Цезарь пишет о том, что вместе с трупом хозяина кельты сжигали его домашних.
Не оставались в стороне и древние скандинавы. Сага об Инглингах повествует о том, как конунга Олава Лесоруба принесли в жертву Одину из-за неурожая, а конунг Аун принес в жертву своих сыновей взамен долголетия. Адам Бременский пишет о практике принесения в жертву людей Одину на болоте в Старой Упсале. По его словам, жертв вешали на деревьях священной кущи.
В Китае до XVII века вместе с императором время от времени хоронили его приближённых, которые не пожелали жить после его смерти. Японцы также практиковали человеческие жертвоприношения вплоть до позднего средневековья (2).
Во многих странах современной Африки уже наступил «языческий ренессанс» с непременным возрождением человеческих жертвоприношений. Так, например, в Уганде наметился рост жертвоприношений детей. Несмотря на попытки правительства сгладить этот вопрос, расследование BBC о человеческих жертвоприношениях в Уганде выявило, что ритуальные убийства детей происходят чаще, чем признают власти Уганды (3).
О человеческих жертвоприношениях у славянских племен также имеется немало свидетельств. Летописное повествование весьма подробно описывает последнее человеческое жертвоприношение «официального» язычества Руси. Согласно «Повести временных лет», жребий быть принесенными в жертву идолам пал на сына Феодора Варяга Иоанна. Вот как об этом событии сообщает летопись: «Пошел Владимир против ятвягов и захватил их землю. И пошел к Киеву, принося жертвы кумирам с людьми своими. И сказали старцы и бояре: «Бросим жребий на отрока и девицу, на кого падет он, тех и зарежем в жертву богам». Был тогда варяг один, и был двор его, где сейчас церковь святой Богородицы, которую построил Владимир. Пришел тот варяг из Греческой земли и втайне исповедовал христианскую веру. И был у него сын, прекрасный лицом и душою, на него-то и пал жребий по зависти дьявола. Ибо не терпел его дьявол, имеющий власть над всеми, а этот был ему как терние в сердце, и пытался сгубить его, окаянный, и натравил людей. И посланные к нему, придя, сказали: «На сына-де твоего пал жребий, избрали его себе боги, так принесем же жертву богам». И сказал варяг: «Не боги это, а дерево: нынче есть, а завтра сгниет; не едят они, не пьют, не говорят, но сделаны вручную из дерева секирою и ножом. Бог же один, которому служат греки и поклоняются; сотворил он небо, и землю, и человека, и звезды, и солнце, и луну, и создал жизнь на земле. А эти боги что сделали? Сами они сделаны. Не дам сына своего бесам». Посланные ушли и поведали обо всем людям. Те же, взяв оружие, пошли на него и разнесли его двор. Варяг же стоял на сенях с сыном своим. Сказали ему: «Дай сына своего, да принесем его богам». Он же ответил: «Если боги они, то пусть пошлют одного из богов и возьмут моего сына. А вы-то зачем совершаете им требы?» И кликнули, и подсекли под ними сени, и так их убили»(4).
Здесь важно отметить тот факт, что инициатива принесения человеческой жертвы исходила от родовой городской аристократии – старцев и бояр. То есть можно сделать однозначный вывод, что данный обряд не был чем-то новым или привнесенным. Это опровергает достаточно распространенное среди неоязычников мнение, что человеческие жертвоприношения ввел только князь Владимир, он же был их инициатором и чуть ли не исполнителем, а до этого человеческих жертвоприношений в славянском язычестве не было. Как мы видим, летопись говорит совершенно об ином. Кроме того о сходном способе выбора жертвы через жребий пишет Гельмольд в Славянской хронике: «Поэтому в знак особого уважения они (славяни) имеют обыкновение ежегодно приносить ему (богу Святовиту) в жертву человека — христианина, на какого укажет жребий»; славяне «приносят богам своим жертвы волами и овцами, а многие и людьми-христианами, кровь которых, как уверяют они, доставляет особенное наслаждение их богам».
Особенно увеличивалось число христиан, принесенных в жертву, при восстаниях славян, например, когда в 1066 г. ободриты принесли в жертву епископа Иоанна и многих священников: «Епископу Иоанну, старцу, схваченному с другими христианами в Магнополе, то есть в Микилинбурге, жизнь была сохранена для торжества [язычников]. За свою приверженность Христу он был [сначала] избит палками, потом его водили на поругание по всем славянским городам, а когда невозможно было заставить его отречься от имени Христова, варвары отрубили ему руки и ноги, тело выбросили на дорогу, голову же отсекли и, воткнув на копье, принесли ее в жертву богу своему Редегасту в знак победы. Все это происходило в столице славян, Ретре, в четвертые иды ноября»(5).
О подобной кровавой практике писал и византийский хронист Лев Диакон, описывая поражение войска киевского князя Святослава в Болгарии. Князь Святослав Игоревич - отец будущего крестителя Руси Владимира, был осажден византийцами в крепости Доростол, которую он сам незадолго до того отбил у болгар. Лев Диакон называет воинов Святослава «скифами», однако данное наименование применялось византийцами к представителям всех северных народов: «Скифы не выдержали натиска противника; сильно удрученные гибелью своего предводителя (Икмора, второго человека в войске после Святослава), они забросили щиты за спины и стали отступать к городу, а ромеи преследовали их и убивали. И вот, когда наступила ночь и засиял полный круг луны, скифы вышли на равнину и начали подбирать своих мертвецов. Они нагромоздили их перед стеной, разложили много костров и сожгли, заколов при этом по обычаю предков множество пленных, мужчин и женщин. Совершив эту кровавую жертву, они задушили несколько грудных младенцев и петухов, топя их в водах Истра».
Кроме того, мусульманские путешественники X века Ибн Фадлан, Ал-Масуди и Ибн Русте, подробно описывают ритуальные самоубийства и убийства вдов у славян и русов (6).
Археология также подтверждает наличие практики человеческих жертвоприношений у славян. Особенно много ритуальных ям и колодцев находят в капищах возле городища Звенигород (7). Там были найдены останки детей и младенцев, которые идентифицируются археологами, как жертвы убитые в ритуальных целях. Также много останков людей было найдено возле храма Арконы (8). Б. А. Рыбаков в своей книге «Язычество древней Руси» пишет, что городище «Бабина гора» на берегу Днепра, существовавшее на рубеже эр и принадлежавшее, по его мнению, ранним славянам, было языческим святилищем, где приносились в жертву младенцы. Свидетельством тому исследователь считает детские черепа, захороненные неподалеку без инвентаря, которым было принято сопровождать обычные погребения (9).
Так как столь разнообразные источники однозначно свидетельствуют об одном и том же, не остаётся никаких сомнений, что славянские язычники практиковали человеческие жертвоприношения.
Подводя итог вышесказанному, стоит особо упомянуть Индию и индуистские религиозные культы. Современный индуизм — это единственная политеистическая религия с арийскими корнями, дошедшая до наших дней. Современные славянские неоязычники гордятся тем, что данная религиозная система создана арийскими племенами, некогда колонизировавшими коренные народы, жившие на территории Индии. Отсюда - попытки выдумать никогда не существовавшие «славянские веды» или даже богов Вышеня и Крышеня, аналогами которых в индуизме якобы являются боги Вишну и Кришна. Подобные аналогии вызывают лишь улыбку, но изучение индуизма действительно способно дать ответ на вопрос о том, каким могло стать религиозное мировозрение славян или других народов Европы арийского происхождения, если бы те не приняли христианство. Человеческие жертвоприношения в честь бога Шивы и богини Кали (10), самосожжение вдов (11), ритуальная проституция (12), употребление в ритуальных целях марихуаны и других наркотических веществ (13) и даже религиозно обоснованный гомосексуализм и транссексуализм (14) - это далеко не полный перечень аморальных с точки зрения христианского мировоззрения вещей, который до сих пор в той или иной мере присутствует в современном индуизме.
Тема человеческих жертвоприношений является достаточно серьезной проблемой для наших современных неоязычников, которая ставит их в весьма непростое положение. Менее всего проблем возникает у тех, кто воссоздает «веру предков», основываясь на собственных фантазиях, - в этом случае все зависит от полета творческой мысли автора, а на неудобные исторические свидетельства внимания можно и не обращать. А вот для «серьезных» язычников, которые стараются реконструировать язычество по работам этнографов и историков, вопрос о человеческих жертвоприношениях стоит весьма остро. Наличие исторических сведений о таковых не подлежит сомнению, однако современный уголовный кодекс вобрал в себя многие христианские постулаты, в том числе и заповедь «не убий». Именно поэтому неоязычники стараются обходить данный вопрос молчанием или говорят о возможности пересмотра подобных элементов своей религии, исходя из традиций современного общества.

Жертва Богу — дух сокрушенный…

Итак, человеческие жертвоприношения в языческом мире были вполне обыденным явлением. Иначе дела обстояли у ветхозаветных израильтян. В Ветхом Завете содержится однозначный запрет на человеческие жертвоприношения (15). Закон Моисеев указывал жертвовать Богу животных, хлеб, вино и масло. Эти жертвы были установлены для людей, служа явным и понятным способом богопочитания, а в своём высшем значении являлись символом и прообразом жертвы Богочеловека Иисуса Христа.
Святитель Иоанн Златоуст писал: «Человеколюбивый Господь попустил приносить Себе жертвы, чтобы посредством их люди, тогда еще менее совершенные, могли и выразить (Богу) свою благодар¬ность, и избегнуть заразы идолослужения».
Уже для ветхозаветных святых было понятно, что сотворившему Вселенную Богу, совершенно не нужны жертвоприношения животных. Ему нужно совсем иное — готовность человека жить по Божиим заповедям, борьба со страстями, деятельное и полное раскаяние в случае совершения греха и восстановление изначального божественного образа. Царь Давид прямо писал об этом в Псалме: «Господи! отверзи уста мои, и уста мои возвестят хвалу Твою: ибо жертвы Ты не желаешь, — я дал бы ее; к всесожжению не благоволишь. Жертва Богу — дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже» (Пс.50:17—19).
Пророку Амосу Господь говорит: «Ненавижу, отвергаю праздники ваши, и не обоняю жертв во время торжественных собраний ваших. Если вознесете Мне всесожжение и хлебное приношение, Я не приму их» (Амос, 5,21-22). О том же самом говорит Господь пророку Иеремии: «Всесожжения ваши неугодны, и жертвы ваши неприятны Мне» (Иер. 6,20).
Библейские эпизоды, якобы повествующие о требовании человеческих жертв Богом, которые обычно приводят современные многобожники в пылу полемики с христианами, при адекватном рассмотрении свидетельствуют об обратном.
Всем известное повествование о том, как Бог приказывает Аврааму принести ему в жертву единственного сына Исаака. Смысл этого эпизода раскрывает протоиерей Павел Великанов: «Зачем нужно было Богу так поступить с Авраамом? Разве Бог не знал, что Авраам и так верит в Него — верит в то, что все, сказанное Богом, сбывается? Авраам помнил, как по повелению Бога старая, бесплодная Сарра родила сына. Верил ли Авраам в Бога? Бесспорно! Но верил ли Авраам Богу? Да — и поэтому за все три долгих дня пути он ни разу не задал Богу вопрос: «Почему?» Авраам не просто верил — он так вверил Богу все, что имел: и себя самого, и жизнь свою, и отраду свою, и надежду свою — сына своего возлюбленного, — что не мог не пойти. Он не понимал как, он не задумывался о том, почему, — но верил в то, что Бог не причинит никакого зла ни ему, ни его сыну. С тех пор Авраам — отец всех верующих, образец веры. Вера без риска невозможна. Там, где все просчитано, измерено, взвешено, вере уже места нет. Вера исключает «гарантированный» результат — но в то же время именно риски веры создают в жизни то самое полезное, продуктивное напряжение, которое в итоге придает всей жизни принципиально новое качество — как это мы и видим в случае с Авраамом. Не только Бог испытывал его веру, но и каждым своим шагом он преодолевал остатки своих сомнений, окончательно вырывался из плена житейского эгоцентризма. Каждый его шаг к, казалось бы, безумному и, по сути, трагическому поступку — утверждение того, что не он, Авраам, бог своей жизни, а Тот, Кто ему повелел идти, и есть истинный Бог. Настоящая вера, как и любовь, не может быть своекорыстной: ведь она смотрит на Другого не как на «инструмент», а как на цель, которой уже дорожат задолго до того, как появились рациональные обоснования достоинства избранной цели» (16).
Кроме образца веры и прообраза грядущего пришествия Христа, который пройдет путь закланного Агнца до конца, этот библейский эпизод еще раз подчеркивает, что Бог категорически не приемлет человеческих жертвоприношений.
Жертвоприношения Ветхого Завета закончилась с приходом Завета Нового.

Жертва Бога…

Протодиакон Андрей Кураев, размышляя в одной из своих книг на тему сравнения религий, приходит к неопровержимым выводам: «На вопрос «Все ли равно как верить?», я сразу отвечаю отрицательно: нет, не все равно как верить. Не все равно - едят ли люди друг друга или баранину. Не все равно - молятся они Христу или Вельзевулу. Упоминанием о каннибализме я полагаю можно подвести черту под дискуссией на тему «Можно ли сравнивать религии между собой?» Да, религии различны, их разницу можно заметить и, осознав, признать, что одни религиозные практики являются, мягко говоря, «более отсталыми», а другие - «более духовными». Религия, в которой в жертву приносятся люди, мне представляется «менее возвышенной», чем та, которая предписывает приносить в жертву только животных. В свою очередь религия, рекомендующая по праздникам резать ягнят, уступает той, в которой «вечерней жертвой» именуется словесная молитва и обращение сердца человека к Богу. И даже если мне докажут, что культ человеческих жертвоприношений более древен, чем практика вечерного чтения псалмов, я  предпочту отмежеваться от «эзотерических преданий старины» и остаться в традиции, не имеющей столь почтенного возраста» (17).
Если в Ветхом Завете жертву приносил человек, то в Новом Завете Жертву принес Бог. Этой жертвой стал Он Сам. В этой Жертве – вся любовь Бога Отца, – «ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего, чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16).
Жертва в Новом Завете – Подвиг Богочеловека Иисуса Христа, заключающийся в крестных страданиях и крестной смерти, принятой Им ради искупления грехов мира.
Известный современный богослов протоиерей Валериан Кречетов нашёл очень верные слова: «Жертва Сына Божия, Богочеловека, явилась свидетельством истиной веры. Это свидетельство истинной любви – до смерти. Об этом и сказано: Больше сея любве никто-же имать, да кто душу свою положит за други своя (Ин. 15:13)».
А святитель Николай Сербский особо отметил, что «ни один из предводителей всевозможных течений и учений не принес себя в жертву за своих последователей. Только один Сын Божий пострадал прежде всех за всех» (18).
Потому в христианском миpe кровавые жертвоприношения не только не имеют смысла, но и просто немыслимы.
Наши современные многобожники очень любят бравировать своим «родством» с богами, которые не называют их рабами, но лишь детьми, конечно, подобные смелые заявления требуют подробного и тщательного рассмотрения, что непременно будет сделано в отдельной статье. Однако, давайте все же вдумаемся, что за родители будут требовать от детей приносить друг друга в жертву для умилостивления самих же родителей… И сколь несоизмеримо иным является Бог христианский. Стоит ли удивляться, что наши славянские предки вполне осознано сделали выбор в пользу Православного Христианства, перестав кормить кровью своих соплеменников деревянных истуканов.

Ссылки:    
1. Наглядным примером деградации человеческой цивилизации может служить современное каннибальское племя, описание которого приводит протодиакон Андрей Кураев в книге «Если Бог есть Любовь»: «В Новой Гвинее есть племя, при знакомстве с представителями которого ни в коем случае нельзя называть свое имя, рассказывать что бы то ни было о себе и принимать помощь от них. Это асматы — удивительный народ, упоминание о котором наводит страх, ибо это жестокие охотники за головами и каннибалы. В 1961 г. именно здесь бесследно исчез Майкл Рокфеллер — сын бывшего в то время губернатора Нью-Йорка, одного из богатейших людей Америки. 20 моряков капитана Кука, высадившихся в 1770 г. с корабля на берег в поисках воды, стали жертвами аборигенов. Дурная слава пристала к этой местности. Каннибализм, страшный и непонятный, сделал асматов в глазах цивилизованного человечества кровожадными чудовищами. В 20-х годах нашего столетия голландцы, владевшие этими территориями, боролись с каннибализмом нещадно. Затем индонезийцы продолжили карательные экспедиции с той же решимостью. Но каннибализм был не побежден, а скорее загнан в подполье. Асматы изъяли все внешние проявления каннибализма из публичной жизни. Асматы считают, что смерть одного прибавляет жизненных сил другому. Убивая человека из другого племени, они тем самым как бы продлевают свою собственную жизнь. Только тот, кто узнал имя убитого, сможет в полной мере «воспользоваться» результатами охоты. Посему и доблесть асматского воина зависит от умения выследить свою жертву, узнать о ней как можно больше. «Моральным» же обоснованием для «охотников за головами» являются умершие предки, постоянно требующие отмщения. На их души можно списать все, их спиритуальной силой прикрываются от злых духов, во множестве подстерегающих человека повсюду. Именно поэтому поклонение духам умерших стало неотъемлемой частью асматских верований… Доблесть воина — в победе, какой бы ценой она ни досталась. Надо — заведет специально дружбу с жителями соседней деревни, пригласит в гости, угостит, окажет помощь, — и все лишь для того, чтобы узнав о враге как можно больше, однажды напасть и убить…».
  2. Хитобасира — древний японский ритуал человеческого жертвоприношения, при котором жертву заживо замуровывали в одну из опор для будущего строения (обычно моста). В качестве жертвы, как правило, выступала мать с младенцем. Считалось, что такой обряд должен защитить постройку в случае землетрясения, военных тревог и прочих бедствий. https://ru.wikipedia.org/wiki/Хитобасира
  3. Уганда: детские жертвоприношения как бизнес: http://www.bbc.co.uk/russian/international/2011/10/111012_uganda_child_sacrifice.shtml
  4. Цитаты из Полного собрания русских летописей, т. 1, ст. б. 82. Те же сведения повторены в «Слове о том како первое погани кланялися идоломъ» (XI в.): «...Приводяху сына и дщери своя, и заколоху пред ними, и бе вся земля осквернена» (Аничков Е.В., 1914, с. 264). Митрополиты Иларион и Кирилл Туровский писали о человеческих жертвах, как об оставленном в прошлом обычае: «уже не заколем бесом друг друга» (Иларион); «отселе бе не приемлеть ад требы заколаемых отцы младенець, ни смерть почести: преста бо идолослужение и пагубное бесовское насилие» (Кирилл Туровский) (Аничков Е.В., 1914, с. 238).
  5. Адам Бременский. Деяния гамбургских епископов.
  6. Ибн Фадлан об обряде погребения русов, начало 10-го века:
«И вот, когда умер этот муж, о котором я упомянул раньше, то сказали его девушкам: «Кто умрет вместе с ним?» И сказала одна из них: «Я». Итак, поручили ее двум девушкам, чтобы они оберегали ее и были бы с нею, где бы она ни ходила, до того даже, что они иногда мыли ей ноги своими руками. И принялись они (родственники) за его дело, – кройку одежды для него, за приготовление того, что ему нужно. А девушка каждый день пила и пела, веселясь, радуясь будущему. Когда же пришел день, в который будет сожжен [он] и девушка, я прибыл к реке, на которой [находился] его корабль, – и вот, [вижу, что] он уже вытащен [на берег] и для него поставлены четыре подпорки из дерева хаданга (белого тополя) и другого [дерева], и поставлено также вокруг него (корабля) нечто вроде больших помостов из дерева. <...> И пришла женщина старуха, которую называют ангел смерти, и разостлала на скамье постилки, о которых мы упомянули. И она руководит обшиванием его и приготовлением его, и она убивает девушек. И я увидел, что она ведьма (?) большая (и толстая), мрачная (суровая). <...> А девушка, которая хотела быть убитой, уходя и приходя входит в одну за другой из юрт, причем с ней соединяется хозяин [данной] юрты и говорит ей: «Скажи своему господину: «право же, я сделала это из любви к тебе». Когда же пришло время после полудня, в пятницу, привели девушку к чему-то, что они [уже раньше] сделали наподобие обвязки [больших] ворот, и она поставила обе свои ноги на руки (ладони) мужей, и она поднялась над этой обвязкой [обозревая окрестность] и говорила [нечто] на своем языке, после чего ее спустили, потом подняли ее во второй [раз], причем она совершила то же [действие], что и в первый раз, потом ее опустили и подняли в третий раз, причем она совершила то же, что сделала [те] два раза. Потом подали ей курицу, она же отрезала ее голову и забросила ее. Они взяли курицу и бросили ее в корабле. Я же спросил у переводчика о том, что она сделала, а он сказал: «Она сказала в первый раз, когда ее подняли, – вот я вижу моего отца и мою мать, – и сказала во второй, – вот все мои умершие родственники сидящие, – и сказала в третий, – вот я вижу моего господина сидящим в саду, а сад красив, зелен, и с ним мужи и отроки, и вот он зовет меня, так ведите же к нему». И они прошли с ней в направлении к кораблю. И вот она сняла два браслета, бывших на ней, и дала их оба той женщине, которая называется ангел смерти, а она та, которая убивает ее. И она (девушка) сняла два ножных кольца, бывших на ней, и дала их оба тем двум девушкам, которые обе [перед этим] служили ей, а они обе дочери женщины, известной под именем ангела смерти. Потом ее подняли на корабль, но [еще] не ввели ее в палатку, и пришли мужи, [неся] с собой щиты и деревяшки, и подали ей кубком набид, и вот она пела над ним и выпила его. Переводчик же сказал мне, что она прощается этим со своими подругами. Потом дан был ей другой кубок, и она взяла его и затянула песню, причем старуха побуждала ее к питью его и чтобы войти в палатку, в которой [находится] ее господин. И вот я увидел, что она уже заколебалась и хотела войти в палатку, но всунула свою голову между ней и кораблем, старуха же схватила ее голову и всунула ее в палатку и вошла вместе с ней (девушкой), а мужи начали ударять деревяшками по щитам, чтобы не был слышен звук ее крика, причем взволновались бы другие девушки, и перестали бы искать смерти вместе со своими господами. Потом вошли в палатку шесть мужей и совокупились все с девушкой. Потом положили ее на бок рядом с ее господином и двое схватили обе ее ноги, двое обе ее руки, и наложила старуха, называемая ангелом смерти, ей вокруг шеи веревку, расходящуюся в противоположные стороны, и дала ее двум [мужам], чтобы они оба тянули ее, и она подошла, держа кинжал с широким лезвием, и вот, начала втыкать его между ее ребрами и вынимать его, в то время, как оба мужа душили ее веревкой, пока она не умерла».
Ал-Масуди, об обряде погребения, середина 10-го века:
"Что же касается язычников, находящихся в стране хазарского царя, то некоторые племена из них суть Славяне и Русы. Они живут в одной из двух половин этого города и сжигают своих мертвецов с их вьючным скотом, оружием и украшениями. Когда умирает мужчина, то сжигается с ним жена его живою; если же умирает женщина, то муж не сжигается; а если умирает у них холостой, то его женят по смерти. Женщины их желают своего сожжения для того, чтоб войти с ними (мужьями) в рай…".
Ибн Русте, о знахарях и обряде погребения, начало 10-го века:
"Есть у них (русов) знахари, из коих иные повелевают царю, как будто они начальники их (русов). Случается, что приказывают они приносить жертву творцу их, что ни вздумается им: женщин, мужчин и лошадей, а уж когда приказывают знахари, не исполнить их приказание нельзя никоим образом. Взяв человека или животное, знахарь накидывает ему петлю на шею, навешает жертву на бревно и ждет, пока оно не задохнется, и говорит, что это жертва Богу… Когда умирает у них кто-либо из знатных, то выкапывают ему могилу в виде большого дома, кладут его туда и вместе с ним кладут в ту же могилу как одежду его, так и браслеты золотые, которые он носил; далее опускают туда множество съестных припасов, сосуды с напитками и чеканную монету. Наконец кладут в могилу живою и любимую жену покойника. Затем отверстие могилы закладывается, и жена умирает в заключении".
  7. Городище-святилище Звенигород находится в местности называемой Бабина долина в Тернопольской обл., на Украине.
  8. По подсчетам Г. Мюллера, на раскопках Арконы в слоях IX-XI вв. найдено более 1500 костей людей. (Miiller Н., 1974, S. 293).
  9. Цитаты исторических источников и свидетельства об археологических исследованиях взяты из статьи Фёдора Бабенко «О человеческих жертвоприношениях славянского язычества», а также сообщества «Православие и Родноверие» http://vk.com/rodnoverie_vs_pravoslavie, администраторы Денис Овчинников и Фёдор Бабенко.
  10. По данным индийских СМИ, в одном из храмовых комплексов округа Бирбхум было найдено обнаженное обезглавленное тело молодого мужчины. Труп обнаружили в храме, посвященном Кали. Отделенная голова была украшена цветами и красной краской, передает РИА Новости http://focus.ua/society/113805/  и это далеко не единичный случай.
  11. «Известен ужасный обычай Индиянок Брамайской веры; они должны сжигаться с мужьями, если их переживут; бесчестие и посрамление падает на ту женщину, которая откажется от сей ужасной жертвы, и никакие убеждения, никакие средства не могут остановить страшного обряда. http://www.razlib.ru/istorija/_istorija_chelovecheskih_zhertvoprinoshenii/p6.php
  12. Индийская традиция девадаси, храмовой проституции, по-прежнему распространена на юге Индии, несмотря на то, что в 1988 году ее признали незаконной. Об этом в интервью The Independent рассказала бывшая журналистка издания Сара Хэррис, снявшая 4-серийный документальный фильм «Проститутки бога» о девочках, еще в детстве посвященных индуистской богине Девадаси, а затем на протяжении жизни вынужденных торговать своим телом. http://www.independent.co.uk/news/world/asia/prostitutes-of-god-2082290.html
  13. Шива Ратри или ночь Шивы, которая выпадает на рубеже февраля и марта, это самый важный праздник для индусов. Толпы верующих приезжают в Калькутту, чтобы принести богу Шиве — создателю, защитнику и разрушителю мира — в качестве жертвоприношения листья бильвы. А еще в этот день закон, запрещающий владение и использование марихуаны, официально перестает иметь юридическую силу. http://vsegda-tvoj.livejournal.com/11267355.html . Также многие монахи-шиваисты употребляют наркотики и алкоголь, что по их мнению является подражанием богу Шиве.
  14. Данные явления практикуются в таких направлениях индуизма как  сакхибхава и хиджра.
  15. Не делай так Господу, Богу твоему, ибо все, чего гнушается Господь, что ненавидит Он, они делают богам своим: они и сыновей своих и дочерей своих сожигают на огне богам своим. Все, что я заповедую вам, старайтесь исполнить; не прибавляй к тому и не убавляй от того  (Втор.12:31-32).
  16. Протоиерей Павел Великанов «Рисковать — так с Богом», http://www.pravmir.ru/riskovat-tak-s-bogom/
  17. Если Бог есть Любовь...  Диакон Андрей Кураев. Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт, Москва – 1997.
  18. Цит. по: Протоиерей Валериан Кречетов. Всё ли равно, как верить? Издание храма Державной иконы Божией Матери, пос. Кратово Московской области.

М. Н. Кузнецов
Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.