О логических ошибках некоторых обличителей противосектантской полемики
Александр Дворкин
Совсем недавно пять членов корейской неопятидесятнической секты в ходе ритуала экзорцизма до смерти избили свою 51-летнюю родственницу. Пострадавшую привязали к кровати, заткнули ей рот кляпом и били смертным боем в течение 2 часов, пока она не скончалась. Одним из избивавших был ее 15-летний сын. Это чудовищное преступление заставляет нас вспомнить о дискуссии, разгоревшейся около полутора месяцев назад по поводу сходного преступления, происшедшего в другой неопятидесятнической секте.
В середине октября в одной из американских неопятидесятнических сект под названием «Слово жизни» произошло тяжкое преступление. Поясню, что «Слово жизни» – не случайная отдельная организация, а одна из крупнейших сектантских «сетей» в неопятидесятническом движении, настолько известная, что во многих европейских странах название «Слово жизни» («Word of Life») используют как синоним неопятидесятничества. Так вот, в середине октября адепты этой секты в течение нескольких часов смертным боем избивали двух юношей. Один из них – 19-летний – от побоев скончался, другой – 17-летний – чудом выжил и попал в реанимацию. Как сообщалось, подростков избивали за отказ исповедоваться (на самом деле юноши объявили о своем желании покинуть секту и отказались «сотрудничать» с пастором, устроившим допрос с пристрастием об их одержимости диаволом). Самое страшное было в том, что наиболее активное участие в избиении принимали родители юношей, а также их братья и сестры во главе с пастором секты. Изуверов арестовали, но они отказались признать свою вину, утверждая, что действовали с религиозной точки зрения совершенно правильно.
В общем, произошло религиозно мотивированное преступление. Более того, для тех, кто изучает харизматическое движение, очевидно, что оно – не случайно, так как именно в неопятидесятнических сектах преступления подобного рода неоднократно уже происходили. Об этом я и мои коллеги сообщали журналистам, когда те просили комментариев по этому поводу.
Но именно этими нашими разъяснениями и остались недовольны некоторые комментаторы, в том числе и православные, заявившие о недобросовестности подобных выводов. Если суммировать, их аргументы сводятся к следующему:
1. Крайне недобросовестно в полемических целях обвинять в этом убийстве харизматиков, являющихся, как они утверждают, разновидностью протестантизма.
2. Харизматиков (неопятидесятников), – продолжают они, – можно и нужно обвинять в неправильном богословии и в неправильных практиках, но не в преступлениях…
3. …потому что убийства нетипичны для них. По закону больших чисел, они могут случиться где угодно. И вообще с точки зрения статистики самое опасное – это дружеские вечеринки, так как большинство убийств происходит «на почве внезапно возникших неприязненных отношений во время совместного распития спиртных напитков».
4. Если мы будем винить все харизматические секты в этом одном убийстве, так, во-первых, сами харизматики обвинят нас во лжи, а во-вторых, враги Церкви будут убийства, совершенные православными, вменять нам в вину, как, например, убийство девочки в православном церковном приюте в Ярославской области. Правда, приют этот на поверку оказался не православным и не церковным, но нам все равно его припомнят.
Боюсь, авторы в своих рассуждениях допускают целый ряд логических ошибок. Или, возможно, стремясь защитить свою точку зрения, они идут на серию подлогов (очень надеюсь, неосознанных) вроде этого не православного приюта, за который все равно должны отвечать православные. Кстати сказать, даже если бы мы и ничего не писали о сектах, враги Церкви все равно обвинили бы нас в этом убийстве. Так что этот аргумент не работает ни с одной точки зрения.
Да, фанатики и изуверы могут найтись в любой религиозной организации. Да, исходя из своих духовных заблуждений, они могут совершить преступление. Но преступление это будет основано исключительно на их искажении учения той организации, к которой они принадлежат. К сожалению, этого нельзя сказать о харизматиках. Авторам статей неведомо, что убийства с одной и той же мотивацией – «изгнание бесов» – происходят в неопятидесятнических сектах весьма регулярно. И, соответственно, они не понимают, что, зная религиозные убеждения этого сектантского псевдохристианского движения, можно объяснить, почему они происходят. Постараюсь кратко это сделать.
Согласно вере, разделяемой всеми неопятидесятническими сектами, обращение и духовные дары, которые человек получает при «крещении Святым Духом» (без которого «водное крещение» недействительно), дают ему возможность приобрести силу и власть в духовном мире. Эти сила и власть в духовном мире нужны христианину, чтобы добиться исполнения самых сокровенных своих желаний в этом мире. А они уже заранее определены руководством секты. Дело в том, что, по вере неопятидесятнического движения, христианин должен не только возрастать, но и процветать во всех областях жизни. Истинный христианин должен быть – и не может не быть – богатым, здоровым, процветающим и счастливым (отсюда – «теология процветания»). Если человек таковым не является, то это явное доказательство неистинности его христианства.
Но всё зависит от веры человека. Вот что говорит один из главных проповедников неопятидесятничества Кеннет Коупленд:
«Ты можешь иметь то, что ты скажешь! Фактически ты сейчас получаешь то, что ты говоришь. Если ты живешь в бедности, нехватке и нужде, измени то, что ты говоришь. Это изменит то, что у тебя есть».
Ему вторит пастор Фред Прайс:
«Это дело вашей веры. Вы имеете веру на один доллар и просите что-то на 10 тыс. долларов, и это не работает. Это и не будет работать. Иисус сказал: “по вере твоей будет тебе” – не в соответствии с Его желанием, не только в том случае, если Он сможет найти для тебя время в своем рабочем графике. Он сказал: “по вере, которую ты имеешь”. Допустим, я хочу получить “роллс-ройс”, но имею веры не больше, чем на велосипед. Как вы думаете, что я получу? Конечно же, велосипед!»
Вот истинная причина, по которой ни один неопятидесятник не признается в своих трудностях, проблемах или болезнях.
Благосостояние объявляется не просто волей Божией, но и необходимым условием спасения. Вот слова еще одного пастора – Джона Айванзини:
«Как узок кругозор у некоторых христиан! Как близоруки мы становимся, когда упускаем то, что сказано в Писании о цели изобилия. Большинство христиан… довольны тем, что имеют самое необходимое. Они никогда не осмеливаются с дерзновением просить сверх этого необходимого… Они рассчитывают лишь на убогую хижину в укромном уголке сияния славы… Чтобы быть полноценным христианином, вам нужно иметь больше, чем достаточно. Если вашего достатка едва хватает лишь для удовлетворения ваших непосредственных физических нужд, можете быть уверены, что вам его не хватит для исполнения воли Божией».
Однако и на духовный мир в значительной степени распространяется влияние диавола и злых духов, которые противятся такому процветанию христианина и выдвигают на его пути разные препоны. Только диавол и его демоны суть истинные причины болезней, нищеты и несчастий. Естественно, никакие рациональные объяснения болезней и несчастий сектантами не принимаются. И снова Кеннет Коупленд:
«Противься искушению болеть точно так же, как ты противишься искушению согрешить. <…> Сатана – источник болезни. Когда сатана пытается навязать тебе болезнь, отказывайся от этого во имя Иисуса.
Твоя болезнь противоречит воле Божией».
Поэтому первая задача для христианина – избавление от этих препон и расчистка пути к процветанию, богатству, красоте и т.п. Так мы приходим к идее духовной войны, которую также можно назвать одной из ключевых концепций «Движения веры». Так как все люди – духовные существа, христиане могут войти в тот же духовный мир, из которого действуют демоны, и начать в нем войну против армии духов сатаны. Изгоняя бесов, пастор Джон Уимбер требовал, чтобы они назвали свои имена, которые произносились с выделением слюны, в удушающих конвульсиях. Часто этому сопутствуют такие явления, как падения, крики, стоны, тяжелое дыхание, зловоние и т.п.
Итак, неопятидесятники постоянно ведут войну. Войну за собственное благосостояние, войну за собственное здоровье, которые они считают главной целью христианской жизни и главным условием спасения. И война эта ведется далеко не только духовными методами. Любой непредвзятый человек, пришедший на собрания неопятидесятников и увидевший «падения в духе», «святой смех», «молитву мук рождения» и прочие столь распространенные на собраниях неопятидесятников практики, будет потрясен до глубины души. Неверующий скорее всего назовет это поведение массовой индуцированной тяжелой истерией, а верующий христианин увидит в нем классические признаки беснования.
Безусловно, такие экстатические состояния могут привести к тяжелым повреждениям – как душевным, так и духовным. И, коль скоро духовные результаты (а задача неопятидесятников, как уже было сказано, в первую очередь именно получить результат) тесно связаны с физическим состоянием, то с удручающей неизбежностью у многих из них возникает мысль, что добиться их (и изгнать бесов болезни, упрямства, гордости, противления, бедности и т.д.) можно физическими мерами воздействия. Именно поэтому в харизматических сектах происходят убийства. Убийства мужчин и женщин, но чаще всего – убийства самых беззащитных: детей. Мы знаем об убийстве членами неопятидесятнической секты в Алдане 11-летнего мальчика Миши Дулова, которого его родители вместе с другими адептами избили до полусмерти, изгоняя из него бесов, и выкинули на мороз, где он погиб. Мы знаем об убийстве в Москве двумя женщинами – матерью и дочерью – 6-летней девочки Леночки Посыпайко, приходившейся соответственно внучкой и дочкой убийцам. Бабушка была помощницей пастора неопятидесятнической секты «Церковь полного Евангелия», а мама – продвинутым членом. Леночку задушили, «освобождая ее от власти диавола». В обоих случаях, как и в недавнем убийстве в Нью-Йорке, убийцы не раскаялись и на суде утверждали, что поступили совершенно правильно.
К сожалению, Леночка и Миша – далеко не единственные дети, погибшие в неопятидесятнических сектах. В течение последних 20 лет СМИ сообщали о детях и взрослых, из которых неопятидесятнические пасторы изгоняли бесов разными способами: одни морили своих жертв голодом или жаждой, другие насиловали их, третьи держали их связанными по нескольку суток подряд, четвертые избивали их или подвергали изощренным пыткам, пятые выставляли их раздетыми на холод или на жару, под укусы насекомых, шестые распинали их и т.д. В результате многие дети и взрослые, мужчины и женщины погибали страшной, агонизирующей смертью. Это происходит в неопятидесятнических сектах повсюду – от Европы до Африки, от якутской тайги до бразильских джунглей. Все эти убитые стали заложниками тоталитарных сект. Они погибли в разных странах, их убийцы были разными людьми, вряд ли когда-либо слышавшими друг о друге. Но их объединяет одна и та же мотивация, основанная на идеологии секты.
Я не знаю, превышает ли количество этих замученных людей средние показатели по населению их стран. Подозреваю (но не берусь утверждать), что, наверное, всё же превышает. Но повторю, что для меня, как и для любого непредвзятого исследователя, очевидно, что эти убийства тесно связаны с идеологией и практикой неопятидесятничества. Виновные в пьяном убийстве на следующее утро, проспавшись, понимают всю чудовищность содеянного. Убийцы-неопятидесятники, о чем мы уже писали, и на суде утверждают, что в тех обстоятельствах сделали единственно правильный поступок. Покаяние для них возможно лишь тогда, когда они прозреют и откажутся от неопятидесятнического мировоззрения.
Авторы статей выстраивают ложную альтернативу, утверждая, что нужно не обвинять неопятидесятников в, дескать, случайно происходящих в их сектах убийствах, а обличать их в богословских заблуждениях и ошибках. Но в том-то и дело, что все преступления, которые совершаются в сектах, коренятся именно в их богословских убеждениях. Не будь чудовищной, кощунственной неопятидесятнической идеологии, эти дети, да и многие взрослые, были бы живы и сегодня. И понять это можно, хорошо изучив эту идеологию – то, к чему некоторые из этих людей призывают, упрекая, что мы, дескать, этого не делаем. На самом деле именно благодаря изучению идеологии секты мы приходим к тем выводам, которые до такой степени их не устраивают. Верно и обратное: если не знать, во что верят неопятидесятники и что они практикуют, а обходиться лишь самыми общими сведениями, то, действительно, эти убийства могут показаться случайными и нехарактерными для секты.
Не могу не упрекнуть уважаемых журналистов и в том, что они относят неопятидесятников к протестантизму, называя их разновидностью последнего. Очевидно, им неведомо, что протестантизм – это исторически ограниченное явление, возникшее в ходе Реформации в XVI веке. Строго говоря, это конфессии, выразившие протест на Шпейерском Рейхстаге в 1526 году, то есть лютеране и кальвинисты. Впоследствии к протестантизму стали причислять англикан, которые, впрочем, не всегда с этим соглашаются. Но как ни растягивай временные и доктринальные рамки протестантизма, даже классическое пятидесятничество, возникшее в 1906 году, туда не входит (что четко и ясно было определено Берлинским лютеранским конгрессом в 1910 году) – и уж тем более возникшее в конце 70-х годов XX века неопятидесятничество. Последнее (как бы оно само ни стремилось добиться признания себя респектабельной протестантской деноминацией) вообще трудно отнести к христианству даже в самом широком его понимании. Как сказал видный немецкий сектовед (кстати, лютеранский пастор) Томас Гандоу: «Неопятидесятничество нельзя назвать христианской сектой с некоторыми оккультными практиками. Это – тоталитарная оккультная секта, прикрывающаяся несколькими христианскими терминами».
Мы можем сколько угодно быть несогласными с богословием классических протестантских деноминаций и обличать их в этом, но делать это мы обязаны корректно. Если они отказываются признавать неопятидесятников протестантами, то какое мы имеем право делать это за них? Иначе наши оппоненты будут иметь нравственные основания отнести такие изуверские секты, как «Богородичный центр» или секта «бога Кузи», к Православию (как бы мы ни объясняли, что они не имеют никакого отношения к нам), и будут обличать нас в их чудовищных деяниях.
Соглашусь с заключительным абзацем автора одной из критикуемых мною статей, призывающего проявлять интеллектуальную честность и обличать неопятидесятников по существу. Но для этого нужно, во-первых, не причислять их к протестантам (и, соответственно, незаслуженно поднимать их статус), а во-вторых, ясно видеть, что убийства, которые время от времени происходят в их собраниях, – не исключение, а закономерный результат их чудовищно извращенной системы веры. Ибо духовный блуд неизбежно влечет за собой блуд плотский, а духовные преступления неизбежно кончаются преступлениями физическими. Таков закон, о котором говорили очень многие отцы – авторы трудов об аскетическом богословии. И всем, кто пишет на темы сектантства, необходимо его не забывать.
Александр Дворкин
Источкин: pravoslavie.ru
21 декабря 2015 г.