Проникновение сект и оккультизма в систему образования
Карпачева Т.С.
Проникновение псевдорелигиозных учений в систему образования в настоящее время не является редкостью. Внедрение нетрадиционными религиозными организациями через директоров школ и педагогический коллектив собственных «методик обучения» – лишь часть их деятельности, направленная на распространение своего влияния и вербовку новых членов. Так, например, в 90-е гг. в школах активно вели пропаганду муниты – последователи Сан Мен Муна, лидера корейской секты, провозгласившего себя мессией. Они даже выпустили учебник «Мой мир и я», по которому в некоторых школах началось преподавание; впоследствии использование в образовательном процессе данного учебника было запрещено в связи с нарушением ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
В настоящее время в систему образования настойчиво пытаются проникнуть саентологи, а также пропагандисты различных оккультно-мистических учений.
В первую очередь, на наш взгляд, необходимо сказать о системе «Гуманная педагогика» Ш.А. Амонашвили, которая, невзирая на свое оккультное содержание, далекое от педагогической науки, активно внедряется в педагогических вузах.
В 80-е гг. XX в. Ш.А. Амонашвили прославился как педагог-новатор, его идеи вошли в вузовские учебники по педагогике. Однако с начала 2000-х гг. Ш.А. Амонашвили увлекся рерихианством, стал его активно пропагандировать и создал свою систему под названием «Гуманная педагогика» с ярко выраженным религиозным компонентом. Основные принципы «Гуманной педагогики» содержатся в трактате Амонашвили «Школа Жизни». Согласно данному трактату, ребенок – это «существо космическое» и «несет в себе величайшую энергию Духа» , в ребенке есть некие «космические силы» , и сам он (ребенок) есть «проявление Космоса в Микрокосмосе» , а «Школа Жизни» «приобщает его к Духу Планетарному» и ставит своей целью «служение планетарной и космической эволюции» . Конечная цель человеческой жизни, по Амонашвили, указывается таким образом: «совершенствовать себя до той степени, чтобы стать Богочеловеком» .
Квазирелигиозной тематикой пронизаны и другие книги Ш.А. Амонашвили. Так, например, его «Баллада о воспитании» открывается темой «новой расы» или так называемого «нового рода человечества» – это одно из основных понятий теософии, на основе которой сейчас строят свое учение практически все современные секты, особенно те, в которых напряжены апокалиптические ожидания. Идея заключается в том, что вот-вот наступит новая эра и зародится новая цивилизация людей, будто бы наделенных сверхспособностями: левитации, телепортации и т.д. В своей книге Амонашвили утверждает: «А теперь идет новое поколение людей. Наблюдатели за ними утверждают, что современные дети составят особую человеческую Расу» . Также мы видим здесь рассуждения автора о «детях индиго», которые, по его мнению, «есть посланцы из будущего в нашу несовершенную действительность» – те самые представители «новой расы». Все это вписывается в «Живую этику» Рерихов и теософию Блаватской, на что педагог-новатор и опирается в своем творчестве, но никак не может претендовать на научную педагогическую концепцию.
Еще больше псевдонаучных идей автор проповедует в рамках своих «открытий» в области лингвистики. Так, в «Школе Жизни» и в «Балладе о воспитании» мы видим претензию автора на некие новые «концепции» в изучении этимологии слов. Например, по Амонашвили, слово «воспитание» обозначает «питание духовной оси человека»: слово «ось», по его мнению, скрыто в приставке вос-, и само слово раскладывается как «в-ос-питание», тогда как слово «урок» раскладывается на «у+рок». Амонашвили делает следующее «открытие»: по его мнению, «У» в данном случае будет эквивалентом санскритского УРА, что означает Свет. <…> А РОК следует понимать как Судьбу, которая складывается, зарождается именно в данное время». Автор полагает, что «изначальная семантика слова УРОК вмещает в себя следующее смысловое содержание: Свет Судьбы, Жизнь Судьбы, Первоначальное Божественное начало Судьбы» . Такие же, мягко скажем, фантазии Амонашвили выдает за научные открытия применительно к словам «учитель» и «ученик»: «Суть смысла понятий Учитель и Ученик заключена в их едином ядре – УЧ, – считает Амонашвили, – которое, со своей стороны, несет в себе два начала: У и Ч. Первое начало У <…> означает Ура, Свет, Логос, Слово, <…> Жизнь, Любовь, Бог (почему «У» обозначает Бога – автор не поясняет – Т.К.) Второе же начало Ч следует понимать как Чело, Дух» . И полбеды, если бы это были, действительно, авторские фантазии. Но Амонашвили абсолютно серьезно говорит о своих выдумках, которые повеселили бы любого студента-первокурсника, именно как о научных данных. Так, во Введении к «Школе Жизни» читаем: «Предлагаемый трактат есть попытка обобщить <…> результаты теоретических и научно-экспериментальных поисков <…> в русле общей теории гуманно-личностного подхода к детям в педагогическом процессе» . Таким образом, возникает вопрос: как с «научно-экспериментальными поисками» сочетаются понятия «энергии Духа» и «Планетарного Духа»? Если речь идет о духах, то, может быть, Амонашвили создает новую религию? Кстати, в пользу этого предположения говорит и некий архитектурный проект Амонашвили: «Здание Школы Жизни должно выражать идею Храма Света, Знаний, Мудрости, Устремленности, Одухотворенности. Оно должно иметь мягкие, округлые формы; купол к звездному небу» , а также и то, что у Амонашвили есть свои «заповеди»: «Верить в безграничность Ребенка – он есть Микрокосмос»; «Верить в свои Педагогические Способности – «Я от Бога учитель»; «Верить в силу Гуманной педагогики – в ней Творящая Энергия» . Каждый, конечно, волен верить во что угодно. Но тогда при чем здесь «научно-экспериментальные поиски»? Более того, возникает закономерный вопрос: не нарушает ли активное распространение нового оккультно-религиозного учения Амонашвили российское законодательство о светском характере образования в России?
Несмотря на то что, казалось бы, система Амонашвили была в свое время одобрена Министерством образования, в субъектах РФ зафиксирован реальный вред от ее распространения. Так, в Центр Иринея Лионского несколько лет назад обращались родители первоклассников одной из школ Калининградской области, в которой преподавала учительница, являвшаяся активной последовательницей Амонашвили. Она убеждала детей, что вскоре они достигнут такого уровня развития, что не будут нуждаться в пище, и вместо проведения уроков по учебным дисциплинам говорила детям о планетарных духах, космосе, вселенной и т.д. Родителями была инициирована проверка в этой школе, и учительница получила дисциплинарное взыскание.
Другая оккультная система, получившая распространение в государственном образовании, – это вальдорфская педагогика, основанная Рудольфом Штайнером. Следует отметить, что существуют как государственные, так и негосударственные вальдорфские школы.
Рудольф Штайнер, ученик Е.П. Блаватской, основываясь на принципах теософии, в первой четверти ХХ века создал собственное учение – антропософию. Сначала он руководил отделением теософии, но впоследствии создал свое «Антропософское общество». Деятельность общества охватывает несколько сфер: антропософскую медицину (существуют специфические антропософские больницы), «биодинамическое» сельское хозяйство, эвритмические школы танца, деревни «Кемпхилл» для отставших в развитии людей и «церковь» под названием «Христианская община». С 1919 г. Штайнер начинает создавать новые школы и учебные программы, которые основаны на оккультной философии автора. Основы педагогики Штайнера, по его утверждению, зиждутся на откровениях, полученных им от «духов». Антропософские школы стали называться вальдорфскими в честь первой такой школы для детей рабочих табачной фабрики «Вальдорф-Австрия». Особенно широкое распространение получили вальдорфские школы в Германии; в некоторых европейских странах они существуют под названием «свободная школа» или «штайнеровская школа». В России подобные школы появились в 90-е годы ХХ века. Для учения Штайнера характерны заимствования из восточных религий: концепция реинкарнации, кармы, политеизм, воспринятый из индуизма. Согласно образовательной схеме Штайнера, антропософия должна повышать эволюционный уровень душ, которые в будущем будут воплощены в последующих поколениях. Так, на закрытой конференции для учителей вальдорфских школ Штайнер утверждал: «Вы, сотрудники, работающие в вальдорфской школе, должны помогать поддерживать нам все движение <…> Вальдорфская школа может <…> сделаться столпом и утверждением всего антропософского движения». «Вальдорфские учителя должны быть в первую очередь антропософами и лишь во вторую – учителями»; «…Никогда нельзя забывать, и это нужно подчеркивать вновь и вновь, что все содержание преподавания и педагогические методы в школах Штайнера направлены на развитие в каждом ребенке осознания того, что дух является основой для всего существующего», – писал Гилберт Чайлдз, писатель-антропософ. Есть свидетельство бывшего преподавателя вальдорфской школы: «Можно сказать, что у вальдорфского образования есть скрываемое от "внешних" предназначение. Ее программа описывается в терминах, общих для всех средних школ: арифметика, письмо, чтение <…> Но в штайнерианских школах содержание всех этих предметов троично – они художественны, познавательны и религиозны» . Таким образом, первоочередная задача вальдорфских школ – это именно распространение учения Штайнера, а не обучение и развитие детей.В связи с этим можно отметить две характерные для вальдорфских школ проблемы:
1) преподавание антропософского вероучения в государственных школах в нарушение действующего ФЗ «Об образовании в РФ» и
2) исключение из преподавания знаний школьного компонента, противоречащих учению.
Так, например, в курсе по физиологии приводится учение о 12 чувствах в соответствии со знаками зодиака; процесс изучения исторических дисциплин включает в себя чтение «Хроник Акаши» (эзотерический термин, обозначающий совокупность всего накопленного человеческого опыта, полученного путем мистических практик). В числе обязательных школьных предметов стоит эвритмия, считающаяся духовным упражнением и включающая в себя медленные движения под музыку и проговаривание некоторых позиций из согласных и гласных звуков. Людям, не знакомым с антропософией, эти занятия могут показаться бессмысленными, однако вальдорфские педагоги вкладывают в них особый смысл, считая эвритмию языком ангелов.
Что касается исключения из преподавания знаний школьного компонента, противоречащих антропософии, то можно привести примеры изъятия некоторых основных положений современной науки, таких как кровообменная функция сердца; или же, исходя из штайнерского понимания света, исключается закон Ньютона о разложении цвета на составные цвета. Следовательно, ученики не могут получить ясное представление об анатомии или световом спектре только по причине несогласованности научной картины мира с учением Штайнера. Школьникам начальных классов вальдорфских школ не позволяют даже прикасаться к компьютеру. «Внешним» это объясняется тем, что ребенок не должен пользоваться механизмами, принцип действия которых ему непонятен. Подлинная же причина в том, что компьютеры считаются воплощением духа зла Аримана» . Скрываемое от родителей вовлечение детей в практики религиозного учения антропософии является, на наш взгляд, грубым нарушением ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», п. 6 ст. 3 которого указывает на «светский характер образования в государственных, муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность» . Таким образом, мы видим, что под видом «новых педагогических методик» в образовательный процесс могут внедряться оккультно-эзотерические учения, искажающие научную картину мира.
Не меньшее опасение вызывает и проблема проникновения в систему образования пропагандистов секты саентологии. По направленности своей деятельности и методам саентология имеет все признаки тоталитарной секты в наибольшей степени: обман при вербовке, обожествление лидера и организации, жесткие методы контролирования личной жизни своих адептов. Общественная опасность управляемой из США секты саентологии в настоящее время уже ни у кого не вызывает сомнения и неоднократно освещалась в СМИ. Ряд наименований саентологических изданий признаны экстремистскими: №1170-1176 в федеральном списке экстремистских материалов. В настоящее время расследуется два уголовных дела в отношении активных членов «Церкви саентологии»: в Санкт-Петербурге по ст. 159 УК РФ «Мошенничество» и в Москве по ст. 138.1 УК РФ «Незаконный оборот специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации». В ходе обысков, проведенных в московской саентологической организации, выяснилось, что все комнаты для так называемого одитинга («исповеди» саентологов) оборудованы камерами скрытого наблюдения, относящимися к категории специальных технических средств.
С целью привлечения новых членов саентологи разработали ряд способов проникновения в различные сферы жизни: образование, медицину, бизнес и др. В своем составе данная секта имеет много дочерних организаций, позиционирующих себя как светские, по сути же всецело подчиняющихся головной организации. Так, известной сайентологической организацией является международная ассоциация ABLE, называющая себя «светской некоммерческой организацией по улучшению жизни и образования». Эта ассоциация действует по четырем направлениям: «Прикладное образование», «Нарконон», «Криминон» и «Дорога к счастью». Проникновение секты саентологии в образовательные учреждения в настоящее время чаще всего происходит под предлогом антиалкогольной и антинаркотической пропаганды: активисты саентологии предлагают администрации школ и иных образовательных учреждений проведение антинаркотических лекций для учащихся, в ходе которых уже убеждают слушателей в том, что основатель учения Л.Р. Хаббард «изобрел» уникальный метод избавления от наркотической зависимости. В ряде случаев администрация образовательных учреждений, введенная в заблуждение саентологами, соглашается на такие мероприятия с целью повышения отчетности по воспитательной работе. С учетом того, что одной из особенностей деструктивной деятельности саентологии является незаконный сбор личной информации о гражданах, следует опасаться, что в ходе подобных лекций может быть проведен сбор личных контактных данных слушателей с целью последующей вербовки их в секту саентологии.
Важно отметить, что еще 20 лет назад был установлен вред здоровью так называемой антинаркотической программы саентологии «Нарконон». Согласно приказу Министерства здравоохранения РФ № 254 от 19.06.1996 г. «Об отмене Методических рекомендаций "Программа детоксикации"», запрещено использование «методов детоксикации, иных вытекающих из учения Р. Хаббарда методов саентологии и дианетики в практике здравоохранения». Организация «Нарконон» не имеет государственной лицензии на наркореабилитационную деятельность и применяет практики, которые могут нанести вред здоровью человека: пациенты проводят до 6-ти часов в сауне, бегают трусцой и принимают витамины в превышающих допустимый объем дозах.
Иной способ проникновения секты саентологии в систему образования – это открытие ими своих собственных репетиторских центров и курсов иностранных языков, действующих по хаббардовской системе Applied Scholastics. Псевдообразовательная саентологическая организация Applied Scholastics, или в переводе на русский язык «Прикладное образование», по собственному заявлению, ставит своей целью распространение «образовательных материалов и услуг, основанных на работах Л.Р. Хаббарда». Центры «Прикладного образования» не имеют государственной аккредитации и лицензии, хотя в ряде случаев действуют не просто как курсы, а именно как общеобразовательные школы или школы-пансионы, с единственной разницей в том, что дети номинально числятся в других общеобразовательных школах, а реально обучаются полный учебный день «по Хаббарду». Так, долгое время в Москве существовал саентологический центр «Прикладного образования» «Эдельвейс». Без соответствующей лицензии и аккредитации он оказывал образовательные услуги по всем предметам школьного компонента с 1 по 11 класс и организовывал занятия с репетиторами, а также в центре действовали специфические курсы саентологов по ведению бизнеса WISE – все это было направлено на привлечение новых членов в «Церковь саентологии». Центр «Эдельвейс» прекратил свое существование после того, как его принадлежность к секте саентологии была изобличена в СМИ .
В 2010 г. была прекращена деятельность саентологической школы «Элита» в Московской области в связи с возбуждением уголовного дела в отношении ее директора по ст. 171 УК РФ «Незаконное предпринимательство».
В связи с нарушением ряда статей Трудового кодекса РФ тогда же, в 2010 г., уволена директор московской общеобразовательной школы № 1332 М.Г. Струве, которая осуществляла вербовку в секту саентологии родителей учеников и членов педагогического коллектива, а также привлекала активистов саентологии к чтению лекций в школе непосредственно во время учебного процесса. Однако ряд саентологических школ и детских садов продолжает свою деятельность, не раскрывая о себе правды, то есть, в первую очередь, не указывая на свою принадлежность к саентологии.
Таким образом, невнимательность и безответственность руководителей образовательных учреждений, которые подпускают к детям представителей общественно опасных организаций, а также родителей, которые недостаточно внимательно подходят к выбору школы или репетиторского центра для своего ребенка, может обернуться трагедией. Думается, что усиление контроля со стороны органов управления образованием за введением новых методик на предмет их соответствия принципам академической науки поможет решить эту проблему.
Важно в этой связи отметить, что Департамент образования г. Москвы уже дважды выпускал книгу «Противодействие деструктивному влиянию пропагандистов сайентологии (саентологии)» с целью распространения среди директоров школ и колледжей г. Москвы. Второе издание книги было осуществлено совместно с МОО «Центр религиоведческих исследований». В книге подробно рассматривается саентологическая методика Applied Scholastics и показывается ее педагогическая несостоятельность, рассказывается о нарушении прав человека в тоталитарных сектах вообще и в секте саентологии в частности. На наш взгляд, этот положительный опыт противосектантской деятельности Департамента образования г. Москвы может быть востребован и в субъектах Российской Федерации.
Литература
1. Амонашвили Ш.А. Школа Жизни. М., 1998.
2. Амонашвили Ш.А. Баллада о воспитании. М., 2007.
3. Вульфова Е.А., Дворкин А.Л., Карпачева Т.С. Противодействие деструктивному влиянию пропагандистов сайентологии (саентологии). Сборник методических рекомендаций. М., Департамент образования города Москвы, учебно-методический центр по профессиональному образованию. – 2-е изд., перераб. и дополн. М., 2013.
4. Даган Д., Даар Д. Можно ли считать вальдорфские школы Рудольфа Штайнера нерелигиозными? // Free Inquiry, 1994 г. Vol. 14, № 2. Перевод А.Л. Дворкина. Электронный ресурс: http://iriney.ru/okkultnyie/antroposofiya-/-valdorfskaya-pedagogika/arxiv-soobshhenij-ob-antroposofii/valdorfskoj-pedagogike/mozhno-li-schitat-valdorfskie-shkolyi-rudolfa-shtajnera-nereligioznyimi.html
5. Десятов К. Особенности «вальдорфской педагогики» // Электронный ресурс: http://iriney.ru/pedagogicheskie/valdorfskaya-pedagogika/novosti-o-valdorfskoj-pedagogike/osobennosti-%C2%ABvaldorfskoj-pedagogiki%C2%BB.html
6. Карпачева Т.С. Опасность распространения оккультно-магических учений в системе образования // Электронный ресурс: http://iriney.ru/pedagogicheskie/kult-amonoshvili/novosti-o-kulte-amonashvili/opasnost-rasprostraneniya-okkultno-magicheskix-uchenij-v-sisteme-obrazovaniya.html
7. Новопашин А., прот. Культ Амонашвили // Электронный ресурс: http://iriney.ru/pedagogicheskie/kult-amonoshvili/novosti-o-kulte-amonashvili/kult-amonashvili.html
8. Рожаева Е. Московских школьников зомбируют сектанты // Комсомольская правда от 19 марта 2010 г.
9. Шестун Е., прот. Мировоззрение основателя Вальдорфской педагогики Рудольфа Штейнера // Электронный ресурс: http://stavroskrest.ru/content/antihristianskaya-sut-valdorfskoy-pedagogiki
Карпачева Татьяна Сергеевна, доцент кафедры миссиологии Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, кандидат филологических наук, исполнительный директор Правового экспертно-консультационного центра г. Москвы.