Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на открытии V Всецерковного съезда епархиальных миссионеров

вкл. .

23 ноября 2014 года в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя в Москве Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил открытие V Всецерковного съезда епархиальных миссионеров. Предстоятель Русской Церкви обратился к делегатам съезда с Первосвятительским словом.

Хотел бы сердечно приветствовать всех вас, собравшихся сегодня в этом зале на открытии Пятого съезда епархиальных миссионеров.

Миссионерство как свидетельство о Христе-Спасителе составляет одну из важнейших задач Церкви. Оно является исполнением слов Господа: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам» (Мф. 28, 19-20). Это великое поручение непосредственно связано с главной целью существования Церкви — соединение людей с Богом. Единство же с Творцом невозможно без обретения веры, но, по слову апостола Павла, как призывать Того, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего? (см. Рим. 10, 14).

Посему любое направление церковной деятельности должно быть сопряжено со свидетельством о Христе Распятом и Воскресшем. Особенно это актуально в современную эпоху активного церковного строительства, когда происходит открытие новых епархий. 

Любая новообразованная епархия — это не только еще одна территориально-административная единица, но, в том числе, и новое поле для миссии, что требует высокой степени ответственности церковных тружеников к организации миссионерского служения.

В рамках подготовки к нынешнему миссионерскому съезду прошли межрегиональные конференции руководителей епархиальных миссионерских отделов. На этих форумах среди целого ряда актуальных вопросов обсуждалась и тема организации миссионерского служения в новообразованных епархиях. Показательно, что делегаты были едины во мнении относительно того, что миссионерское служение должно носить системный, регулярный характер. При этом хочу заметить, что иногда в документах такие идеи формулируются, а на практике ничего не происходит. 

А для этого необходимо создать своеоб­­разную миссионерскую карту каждой епархии, которая содержала бы сведения не только о количестве и плотности населения, его религиозном и национальном составе, но и отражала бы ситуацию с деятельностью раскольнических и псевдоправославных общин, а также различных сектантских организаций. Вместе с тем в ней должны быть отражены приоритетные для каждой епархии направления работы, к примеру: в образовательных, медицинских, социальных, исправительных или в иных учреждениях. 

Карта должна стать   путеводителем по нашей миссионерской работе и одним из главных источников информации, в том числе и для высшего церковного управления.

Весьма актуальной является миссионерская деятельность среди жителей отдаленных от региональных центров поселений Сибири, Дальнего Востока и Крайнего Севера. Это традиционное направление миссии, оформившееся еще в дореволюционный период, и оно имеет приоритетное значение для нашей Церкви. Но если в XIXвеке объектами миссионерских усилий были в основном представители местных коренных народов, то сегодня следует не менее активно работать и с теми людьми, которые, принадлежа этнически и культурно к православной традиции, оказались в силу различных жизненных причин в значительной степени отрезанными не только от благ цивилизации, но и от связи с православными духовными центрами —  храмами и обителями. Людям, которые трудятся в экстремальных условиях (например, на буровых вышках или в местах добычи газа),  присутствие  священника так же важно, как и в вооруженных силах служение капелланов.

На протяжении последних лет самой эффективной формой миссионерского служения в этих регионах являются миссионерские станы. Отрадно, что за период, прошедший с IV Общецерковного съезда православных миссионеров, который состоялся в 2010 году, количество миссионерских станов увеличилось почти в два раза, однако количество их в абсолютных цифрах еще очень небольшое.

Миссионерский стан должен служить началом создания полноценной церковной общины, сплачивающей людей и дающей им возможность почувствовать человеческую и христианскую солидарность в том числе и перед лицом очень непростых условий жизни. Показателен пример создания миссионерского стана «Спасский» поселка Тикси Якутской епархии, расположенный в арктической пустыне на берегу моря Лаптевых. Его строительство проходило в труднейших не только климатических, но и социально-хозяйственных условиях. В середине 2013 года было принято решение о закрытии находящейся при нем базы дальней авиации. Из поселка уехали сотни военнослужащих и членов их семей. Это повлекло за собой серьезные инфраструктурные проблемы. Были разморожены отопительные системы, закрыты детские сады, прервано воздушное сообщение с «большой землей». Оставшиеся же люди, объединенные сотрудником Синодального миссионерского отдела игуменом Агафангелом (Белых), при поддержке благотворителей построили миссионерский комплекс, и, словно в ответ на их веру, армейское командование приняло решение о возрождении поселка. 

В Тикси стали возвращаться люди. А в октябре 2014 года председателем Синодального миссионерского отдела митрополитом Белгородским и Старооскольским Иоанном и епископом Якутским и Ленским Романом в миссионерском стане «Спасский» был освящен Николо-Серафимовский храм. И это, конечно, очень хорошее событие в сфере нашей миссионерской деятельности на Севере России.

К сожалению, временное присутствие духовенства в отдаленных уголках какого-либо региона с миссионерскими целями, не может служить средством решения кадровых проблем, связанных с недостатком клира местных епархий. Задача миссионера обратить ум и сердце человека к Богу, крестить его, наставить в первоначальных знаниях Евангельской истины. Однако этим духовная жизнь обращенного не заканчивается, с этого она лишь начинается. Далее новокрещеный нуждается в постоянной пастырской заботе, непрестанном душепопечении и, конечно же, в регулярном участии в Литургии, в приобщении Святых Христовых Таин.

Поэтому, особую актуальность приобретает создание постоянно действующего храма или хотя бы молитвенного помещение и, что еще более важно, наличие постоянного священника, заботящегося о врученной ему от Бога пастве.

Миссия среди коренных и малочисленных народов нашей страны часто сталкивается еще с одной важной проблемой: проблемой соотнесенности национальной культуры и христианской веры, предстающей перед обращаемыми людьми в форме русского Православия. Означает ли это, что человек, этнически принадлежащий к одной из народностей Сибири или Дальнего Востока, воцерковляясь, должен отказаться от родной ему культурной традиции?

Речь должна идти в таком случае не о русификации, то есть о разрыве с местной культурой, а о насыщении этой культуры христианскими смыслами. Поэтому убежден, миссия должна быть связана с работой по сохранению национальных культур и их возрождению. Именно так трудились наши выдающиеся миссионеры в XIX и в начале XX века. Сделанные ими переводы богослужебных и библейских текстов послужили, в частности, становлению национальной письменности и литературы.

Наряду с традиционными формами миссии следует использовать и современные методы, учитывать социальный контекст эпохи. За последние несколько десятилетий информационные и коммуникационные технологии продвинулись необычайно далеко. Без преувеличения можно сказать, что в мире произошла настоящая информационная революция. Следствием этого стала, в частности, активизация просветительской и апологетической деятельности православных христиан в СМИ, сети Интернет и, особенно, в социальных сетях.

Однако, работая во всех перечисленных информационных средах, христианин призван самим Богом осознавать высокую ответственность за содержание, а также стиль своих высказываний, пусть даже и находящихся в полемическом контексте. Мы не должны давать повода для упреков тем, кто ищет поводов.

И задача миссионера заключается не в том, чтобы победить в диспуте, а чтобы своим личным примером, своими словами, своей любовью привлечь людей, потому что нередко победа в дебатах означает для побежденного оппонента потерю возможности принять Христа. Поэтому я призываю очень осторожно участвовать в разного рода диспутах. В спорах истина не рождается, она рождается в серьезной дискуссии, которая направлена на решение конкретной проблемы.

В тесной связи с апологетикой находится антисектантская и антираскольная деятельность, которая продолжает оставаться одним из важных направлений миссионерского служения, наряду с защитой традиционных христианских ценностей и образа жизни перед лицом в первую очередь агрессивного секуляризма. 

При этом миссионер, в том числе и трудящийся на приходе, должен обладать достаточным уровнем знаний и соответствующим образованием, с тем чтобы слово его звучало убедительно и авторитетно. 

Сегодня успешно реализуется принятая Священным Синодом в 2007 году «Концепция миссионерской деятельности Русской Православной Церкви», разработан образовательный стандарт и принятые другие документы, регламентирующие и регулирующие подготовку миссионеров. На повестке дня стоит очень важная задача ― организовать подготовку миссионеров при семинариях и других образовательных учреждениях нашей Церкви. И по тому, как будет решаться эта задача,  можно судить об отношении к миссионерской теме епархиальных архиереев и руководителей духовного образования.

Я прошу владыку Варсонофия отслеживать статистику, показывающую, что происходит в миссионерской деятельности в каждой епархии: сколько миссионеров прошло обучение, в каком количестве приходов существуют миссионеры, как работают епархиальные и благочиннические миссионеры. И по этим показателям мы будем судить и об отношении архиерея к делу миссии — не по словам, а по делам. Сегодня миссионерская тема ― это главная тема Церкви.

Другим показателем является организация миссионерской работы на приходах, в том числе посредством назначения в штат приходов оплачиваемых специалистов в области миссии и катехизации. Несмотря на принятые решения Архиерейским Собором и Священным Синодом, эта работа идет не так споро, как хотелось бы. Поэтому с трибуны миссионерского съезда я вновь обращаюсь к Преосвященным Владыкам и к отцам настоятелям: нам надлежит значительно ускорить как подготовку миссионеров-катехизаторов, так и их назначение в штат приходов, в первую очередь ― городских, где сегодня особенно востребовано это служение. Я уже не говорю о соответствующих сотрудниках в епархиальных управлениях и в благочиниях. Эти вакансии должны безоговорочно быть заполнены там, где этого еще не произошло.

Вместе с тем необходимо сказать, что миссионерская работа не может сводиться исключительно к деятельности штатного сотрудника епархии, благочиния или прихода. Каждый храм в лице настоятеля, клира, приходских работников и воцерковленных прихожан призван стать участником миссии свидетельства о Христе ближним и дальним, вовлечение их в евхаристическую жизнь приходской общины. Все члены прихода и тем более его сотрудники делают одно общее дело, дело Божие, и совершать его необходимо с ревностью о славе Господней во исполнение слова Спасителя: «Будете Мне свидетелями в Иерусалиме <…> и даже до края земли» (Деян. 1, 8).

Цель же этого свидетельства не только в познании веры, но в жизни в соответствии с этой верой, но в жизни, которая является самым ярким свидетельством о Христе, сказавшем: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5, 16).

Желаю всем участникам нынешнего Съезда, всем миссионерам, епархиальным архиереям, настоятелям, благочинным плодотворных трудов на ниве церковной миссии.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси