Психологический портрет потенциального адепта секты
7 декабря в рамках Региональных Рождественских образовательных чтений состоялась секция «Влияние деструктивных культов на молодёжную среду». В качестве докладчиков выступили Председатель Миссионерского отдела Рязанской епархии протоиерей Арсений Вилков и приглашенные специалисты в области права, психологии, антисектантской работе. Одним из вопросов, обсуждаемых в ходе работы секции, был вопрос о том, какие именно люди подвержены влиянию сектантских вербовщиков. Доклад на эту тему представила Виноградова Алина Александровна, психолог Центра религиоведческих исследований во имя священномученика Иринея Лионского, психолог Центра социальной помощи семье и детям «Измайлово» (Москва):
Обычно считается, что человек, попавший в секту (здесь и далее под словом «секта» подразумевается словосочетание деструктивный культ и тоталитарная секта), «слабовольный», «внушаемый» и он «сам виноват». Специалисты, изучающие деятельность сект всегда подчеркивают, что ответственность за вовлечение человека в секту лежит на самой секте, так как сектантская вербовка построена таким образом, чтобы человек не понял с чем и кем он столкнулся. Его специально обманывают в процессе вербовки.
Вопрос о наличии определенных психологических черт, психологической предрасположенности к вовлечению в секту крайне важен. Поскольку зная «группу риска» или «зону риска», мы можем принять меры для предотвращения формирования подобной психологической чувствительности к вербовке сектантов.
Анализируя истории семей, обратившихся за психологической помощью в связи с тем, что их близкий стал адептом секты, мне удалось выделить несколько особенностей, которые, возможно, стали первопричиной, почему пострадавший в дальнейшем оказался чувствителен к вербовочным мероприятиям сектантов. Следует сразу оговорить, что эти, предположительно, психологические причины не являются чем-то особенным, что свойственно только неким «неудачникам». Все нормально развивающиеся люди на определенном этапе своего психологического развития оказываются в «зоне риска». Но самыми сложными периодами являются периоды подростковых и юношеских кризисов. Практически все подростки и молодые люди оказываются в «зоне риска» в силу особенности задач развития на этом этапе, поведения, потребностей данных психологических периодов, а также особенностями и роли среды развития (в данном случае семья и друзья).
Давайте рассмотрим психологические особенности данных периодов, а также психологические особенности семьи, в которой растет подросток или молодой человек, которые могут стать причиной попадания в секты, а также способствовать пребыванию человека в секте. Это три группы причин:
1. Подростковые проблемы. Это возрастные, психологические потребности, которые формируются у подростка или юноши по мере взросления в совокупности с реакцией родителей на эти потребности и их проявления в поведении.
2. Вера и смысл жизни, как потребность формирующейся личности. Следует отметить, что данная группа, по сути, является частью первой, но в силу особой ее значимости и проблематичности, я выношу ее в отдельную группу. В подростковом возрасте происходит становление и завершается формирование личности. Один из важнейших вопросов личности – вопрос смысла жизни, а, следовательно, вопрос веры и мировоззрения.
3. Проблемы подростков, выросших в зависимых семьях. Более чувствительны к вербовке сектантов молодые люди, выросшие в зависимых семьях и/или имеющие зависимости.
Рассмотрим каждую группу более подробно.
Подростковые проблемы.
Для подросткового и юношеского возраста характерны следующие особенности поведения:
• Негативизм и протестное поведение. То есть молодой человек делает как бы «на зло» родителям. Любое предложение, инициатива родителей воспринимается в штыки и отметается.
• Стремление сепарироваться от родителей, как в реальной жизни – переехать, жить отдельно, зарабатывать, так и в эмоциональной жизни – стремясь иметь свои чувства, интересы, увлечения. Предложения, внимание, беспокойство родителей часто воспринимается как посягательство на личную жизнь и свободу, как контроль и опека как над «маленьким».
• Желание иметь права взрослого, а обязанности и ответственность ребенка.
• Регулярное нарушение личных границ родителей (других людей тоже) и жесткая защита своих границ.
• Подростковый максимализм. Все или ничего. Если родители (человек) неидеальные, значит они плохие. Черно-белое видение мира.
Подростковый возраст по праву считается трудным, многие родители не успевают перестроиться и оказываются неготовыми к тому, что их «маленький сынок/доченька» уже выросли. Старые методы воспитания перестают работать, но родители не сразу понимают это. Практически все стараются сначала просто усилить те меры воздействия, которые до подросткового возраста работали.
К тому же на подростковый и юношеский периоды приходятся ответственные для взрослой жизни мероприятия: окончание школы, выбор и обучение профессии, выход на работу, начало независимой жизни. С психологической точки зрения для эффективного прохождения, проживания данных возрастных этапов важно, чтобы родители постепенно передавали и передали своему ребенку, а потом подростку возможность самому столкнутся с последствиями своих поступков, чтобы он научился понимать и нести ответственность за себя, свои выборы, поступки. С точки зрения общества (данное мнение может выражать школа, поликлиника, родственники, друзья, и т.п.), подросток, юноша еще слишком «мал». Им надо руководить, контролировать и опекать. Иначе он «наломает дров» и в этом будут виноваты родители – «плохо воспитали». Как я отметила выше, подростки тоже не против, чтобы крайними были родители, а не они сами.
Подобные установки, а также родительские страхи и тревоги приводят к тому, что в ситуации попадания молодого человека в секту, родители своим поведением только помогают секте. Секта умело манипулирует возрастными потребностями, как говорится «подливает масла в огонь» конфликта между родителями и молодым человеком. Таким образом, секта оказывается «хорошей», там понимают и принимают (особенно на этапе «бомбардировки любовью»), а родители «плохими», родители любят только тех, кто исполняет их волю. Часто родители в пылу подростковых сражений забывают, что им важнее:
- их выросший ребенок, пусть ошибающийся, собирающий шишки, разрушающий блестящую карьеру и т.п.; любовь к нему, теплые и доверительные отношения с ним;
- вопросы власти и правоты в конфликтах, желание настоять на своем и убедить молодого человека, что он, его друзья, увлечения и т.п. не правы и не хороши; заставить его подчиниться; получить видимость спокойствия и благополучия молодого человека; чувствовать себя правильными, успешными родителями.
Неготовность родителей «отпускать» своего ребенка, менять свои установки, методы воспитания, желание контролировать и опекать, выполнять за ребенка, подростка, молодого человека то, что он может и должен делать сам. Желание делать жизнь подростка, молодого человека «легкой», безответственной, помогать, когда не просят, прикрывать от негативных последствий поступков подростка/молодого человека и т.п. – приводит человека на фоне подросткового и юношеского периода психологического развития в зону риска попадания в секту.
Вера, как потребность формирующейся личности.
В подростковом возрасте завершается формирование личности. Человек отвечает себе на трудные вопросы: «Кто я? Зачем я? Чего я хочу в жизни?» Строит собственную картину мира, решает для себя вопросы морали и вопросы веры. Как правило, родители современной молодежи выросли в атеистических семьях. Их не учили быть внимательными к личностным потребностям, к потребностям души. Воспитание детей и подростков часто фиксируется на внешних вехах: успешность в учебе, успешность в жизни, вежливость и внимание по отношению к другим. Воспитание же души остается за кадром. Родители могут показывать ребенку хорошие произведения искусства, водить в кино, театр, на выставки. Но при этом забывать говорить ему, что надо быть внимательным не только к внешним проявлениям своего поведения, но и к внутренним, формировать у ребенка потребность самоанализа, учить ребенка тому, что его душевные порывы и устремления важны и значимы.
Это происходит одинаково, как в семьях верующих родителей, так и атеистов. Верующие родители часто пришли в храм в результате некоторого личного откровения, но они не всегда рассказывают об этом своим детям. Они часто фиксируются на внешнем соблюдении обряда: правило одежды, частота посещения храма, исповедь – причастие, не предлагая ребенку заглянуть внутрь. Мы часто забываем, что в нашей жизни не всегда видно, что мы верующие и почему мы веруем. А подростки наши самые строгие судьи, и к их суду родители часто оказываются не готовы. В ситуации вовлечения молодого человека в секту атеистически настроенные родители в ужасе от «мракобесия» происходящего, а верующие - от «отпадения» от истины. И опять начинаются, усугубленные возрастом битвы за правоту, в результате которых выигрывает секта, которая сначала кажется молодому человеку воплощением истины и идеала. А на фоне домашних сражений за «правоту и истину» у него не остается сил и времени увидеть фальшь и лицемерие сектантских лидеров и гуру, ту естественную грязь человеческих отношений, которая есть везде. Родители также боятся больших фестивалей и встреч, считая, что после них молодой человек будет совсем «зазомбирован», окунувшись в глубины учения секты и увидев большое количество сектантов. Это заблуждение часто связано с иллюзией о том, что в секте могут быть «святые люди» и секта имеет глубокое и четко построенное вероучение и мировоззрение. Своим противостоянием родители создают условную ценность (квази ценность) поездки, для молодого человека становится «делом чести», в силу возрастных особенностей, вырваться и уехать. Конечно же, сил и свежести восприятия не остается, «я вырвался», «я победил», поэтому можно не обратить внимание на грубый тон, которым говорит гуру; на оскорбление и унижение учителями простых участников; на место в системе поклонения богу, которого проповедует секта (в некоторых сектах сначала кланяются гуру, потом учителям и освященным и только после этого богу); на противоречивость и расплывчатость формулировок учения о мире и о роли человека.
Отсутствие в семье разговоров о вере, как нормальной потребности души, о душе приводит к тому, что часто впервые молодой человек слышит это в секте и, поскольку, это отвечает его внутренним запросам, воспринимает это как откровение и истину, а себя – избранным.
Проблемы подростков, выросших в зависимых семьях.
Зависимые семьи, семьи в которых один из членов семьи употребляет ПАВ, является трудоголиком, и т.п., так же в эту группу могут попасть семьи, в которых есть человек – инвалид или тяжело и долго болеющий человек (т.е. есть человек, которого опекает и обслуживает вся семья, полностью забыв про потребности других членов семьи). У людей, выросших в подобных семьях, есть определенные психологические проблемы, связанные с тем, что в ситуацию зависимости втягивается вся семья, меняется, деформируется поведение всех членов семьи. Попадая в сектантскую среду, такой молодой человек попадает как бы в родную среду, только лучше (на этапе «бомбардировки любовью»). Там все, чего ему не хватало в семье, и пусть потом секта повернется истинным лицом, и предъявит счет – это все к чему он привык в родной семье, что твои эмоции не важны, любят только достойных, а ты недостоин и т.п. Если родители заметят факт попадания в секту, круг замкнется, новый «зависимый» в семье, даст новый стимул, новый смысл болезни всей семьи и пребывания молодого человека станет жизненно важно для всей семьи. Хотя формально, семья начнет активно бороться с сектой и «спасать» свое чадо.
Я достаточно подробно рассмотрела те психологические причины, которые могут привести молодого человека в зону риска. Стоит добавить, что подростковый и юношеский возраст, не единственный, когда мировоззренческие вопросы, вопросы смысла жизни и веры становятся актуальны для человека. Сейчас многие слышали про кризис середины жизни, когда ответы на эти вопросы определяют дальнейшую жизнь человека. Помимо этого есть промежуточный кризис 28-32 лет, когда человек пересматривает, инспектирует свои взгляды. В эти периоды человек опять попадает в зону риска и может быть завербован.
Самый трудный жизненный период, когда риск быть завербованным в секту очень высок, а шансов вывести человека мало – это возраст прекращения трудовой деятельности, возраст выхода на пенсию. В этот период человек многое теряет: он теряет широкий круг общения, теряет статус, теряет здоровье и, часто, становится обузой для своих выросших детей. Секта же готова дать ему многое: иллюзию исцеления, постоянный круг общения по интересам, социальный статус. Смысл жизни, на таком фоне уже и не особо нужен. Выводить людей пенсионного возраста трудно, т.к. в жизни вне секты нет возможности удовлетворить все эти потребности, жизнь вне секты становится скучной, грустной и бессмысленной. На заботу о внуках или близких надо иметь силы, которых у пенсионера может и не быть. Да и замыкание в кругу семьи не расширяет круг общения, интересов и увлечений.
В заключение хочу еще раз напомнить, что это только общие психологические черты, которые могут привести человека к некоторому деструктивному способу жизни, не только к попаданию в секту, но и к формированию других зависимостей, развитию психосоматических заболеваний. А могут не привести к подобным последствиям, человек найдет другие способы преодоления нормативных возрастных кризисов.