Помолиться, не отрываясь от компьютера

вкл. .

Последнее время в сети интернет появилось достаточное количество сайтов, декларирующих себя православными, на которых мы находим множество предложений о «подаче записок», «заказе молебнов, треб, сорокоустов, Неусыпаемой псалтири, возможности поставить виртуальную свечу в виртуальном же храме» в самые различные храмы, монастыри, священные места. Вот только некоторые из них - https://онлайн-церковь.рф/, https://trebaonline.ru/, https://иконная-лавка.рф/, https://trebi-zapiski-online.ru/. Вам обещают, что о вас будут молиться на Афоне, в Иерусалиме, в Дивеево, в Киево-Печерской Лавре, «у Матроны», «тайных святых местах Абхазии» и т.д. и т.п. Разумеется, на этих же сайтах имеется и функция «пожертвование», каждое имя в той или иной «записке» в то или иное священное место имеет четко обозначенную сумму пожертвования. Помимо интернет сервисов возникают и подобные мобильные приложения, предлагающие заказ поминовений, треб, сорокоустов всё за те же пожертвования и в самых различных православных храмах, как в нашей стране, так и за рубежом. Причем все эти онлайн-пожертвования собираются якобы от имени Русской Православной Церкви, что чаще всего не соответствует действительности. Стоит напомнить, что в Русской Православной Церкви сбор средств верующих производится только с письменного благословения священноначалия. Люди, подчас, далекие от церковной жизни, легко поддаются такому соблазну, не отрываясь от компьютера, планшета или смартфона заказав на avito, скажем, легкий пуховик, попутно позаботиться и о духовной стороне жизни – подать пару-тройку записочек «о здравии» и «об упокоении» на Афон, в Иерусалим и в Почаев... Однако в связи с пандемией и режимом самоизоляции многие воцерковленные люди не видят ничего плохого в том, чтобы дистанционно заказать ту или иную требу и одновременно пожертвовать средства на храмы или монастыри.

Что же в этом неправильного или чем же это опасно? Во-первых, нет никаких, мягко говоря, гарантий, что поданная, а точнее отправленная на подобные сайты «заздравная» или «заупокойная» записка действительно дойдет да заявленного адресата – в Троице-Сергиеву Лавру, на Валаам или в Новоиерусалимский монастырь. Помню, как однажды лично наткнулся на некий якобы «православный сайт», через который, как обещалось, можно было подать записки в любой православный храм России. Среди огромного перечня православных храмов и монастырей я к своему удивлению нашел и собор во имя святого благоверного князя Александра Невского города Новосибирска, куда якобы можно «подать записки», «заказать требы» через данный сайт. Будучи настоятелем Александро-Невского собора, могу засвидетельствовать, что ни с каких подобных сайтов никаких «записок» мы не получаем, и благословения на подобные сборы я не давал! Более того, мне неоднократно приходилось слышать от самых разных людей жалобы на подобные онлайн-сервисы, которые в самом лучшем случае взимают значительную комиссию за свою «подвижническо-посредническую» деятельность, но чаще всего и записки, и пожертвования попросту не доходят до адресата.

Поэтому можно утверждать, что большинство подобных сайтов, предлагающих «подать записки обо всем и во все монастыри православного мира» созданы обычными мошенниками и, отправленные «записки» уходят фактически в никуда, а вот пожертвования регулярно и с завидным постоянством оседают в карманах аферистов. Нередко подобные «услуги» онлайн-записок или онлайн-треб «предоставляют» различные псевдоправославные секты, раскольнические группы, последователи различных лжестарцев и прочие инфоцыгане. Поэтому люди, подающие подобного рода «записки» через интернет или через него же заказывающие те или иные требы почти наверняка становятся жертвами мошенников, разных мошенников – и одетых в рясы и, так сказать, вполне обычных, рядовых, банальных.

Официальные сайты некоторых православных храмов, как и их официальные страницы в соцсетях, предоставляют возможность «написать записку» или заказать требу через интернет. Но одно дело, когда человек точно знает, что данный сайт действительно является официальным сайтом конкретного прихода и его духовенство благословляет принимать записки, в том числе и посредством всемирной паутины. Тогда да, попросить о молитве через интернет будет вполне допустимым, в случае, если человек по какой-то уважительной причине не может сам прийти в храм на молитву. Но если человек в пространстве интернета наткнулся на портал с яркой православной символикой, который гарантированно обещает доставить его записки и молитвенные прошения в любую «точку» мира, в любой храм, в любой монастырь, где денно и нощно будут о нем молиться, то лучше не доверять подобного рода навязчивым предложениям. Так же как и предложения в духе: «старица Рафаила отмолит ваш родовой грех, отшепчет болезни кишечника, отведет страсть сребролюбия и одновременно сделает успешным ваш бизнес» лучше оставлять без внимания.

Впрочем, всё сказанное выше для православного человека является вполне очевидным. Но данный вопрос (о подаче «записок», заказе треб, сорокоустов через интернет) наличествует более тонким и важным аспектом. Дело в том, что все мы, в том числе и православные христиане, волей или неволей являемся наследниками или даже «детьми» постиндустриальной эпохи, наше мышление, наше мироощущение, даже на уровне подсознания является технологичным, механистичным. Другими словами, мы во всем пытаемся увидеть технологии, наши взаимоотношения с реальностями мира иной раз непроизвольно представляются нам в виде некой механики, точной последовательности определенных действий-операции, которые и должны явить обещанный и ожидаемый результат. Вследствие сочетания тех или иных опций посредством нажатия кнопок стиральная машинка определенным образом стирает и отжимает белье, мультиварка готовит ту или иную пищу, банковский терминал совершает те или иные финансовые операции. И, увы, очень часто данная механика непроизвольно переносится нами и в область духовной жизни.

Нередко, но даже казалось бы воцерковленнные люди мыслят подобными механистическими штампами. Чтобы Господь исполнил определенную просьбу, думают они, необходимо заказать сорокоусты в семи храмах, поставить по тридцать две свечи в двенадцати монастырях, каждый день читать по пять акафистов и посредством интернета отправить по восемь записок на Афон, в Иерусалим… и… еще куда-нибудь. Сама молитва воспринимается такими людьми как некий заговор-механизм, смысл ее они видят в том, что определенные слова произносятся в определенное время, в определенной последовательности, определенное количество раз. И данная последовательность должна явить соответствующий результат. Некая «небесная опция» должна определенным образом «сработать» или «открыться», убрать из жизни все несчастья и явить счастье. Всё просто. Необходимо отметить, что подобное мировоззрение не имеет ничего общего с подлинно православным мировоззрением. Однако данное ложное представление о молитве настолько устоялось в околоцекровной среде, что создаются целые культы различных «молитв по соглашению», наподобие «общины» бывшего священника Владимира Головина.

Церковь – это не механизм, а организм! Молитва – это не заговор, и не страстное возгревание нашей чувственной натуры, молитва – это не вычитывание определенной последовательности слов, подчас «непонятных». Молитва – это обращение к Богу нашего ума, по возможности в предельной чистоте и бесстрастности. Во-первых, молитва должна быть разумной, т.е. человек должен понимать те слова, которые он произносит, обращаясь к Всевышнему. Во-вторых, молитва должна быть бесстрастной, т.е. не сочетаться с какими-то яркими эмоциями, животной чувственностью. В-третьих, молитва должна быть покаянной, благоговейной, ибо человек должен четко осознавать к Кому он обращается, а, следовательно, молитва должна быть неспешной. Молитва – это центральный «нерв» христианской жизни и там, где нет подлинной молитвы – там нет христианства и можно сказать – там нет религии.

Но любой христианин прекрасно понимает, что ввиду его нравственного несовершенства и духовной слепоты его молитва является не столь глубокой и внимательной, не столь благоговейной и не в должной степени покаянной, как того требует от нас как Священное Предание Церкви, так и наша совесть. И вот тогда для христианина открывается возможность обратиться к старшим братьям, т.е. к священникам и попросить их поддержать эту молитву своей молитвой, молитвой всей Церкви (каковым является проскомидийное поминовение с выниманием частиц). И те самые записки, которые подает некий человек на проскомидию, на обедню, на молебен (благодарственный, водосвятный, о путешествующих, о болеющих, о заключенных), на панихиду являются такого рода просьбой к братии храма помолиться вместе с этим человеком о ком-то или о чем-то, поддержать его в той молитве, которая уже совершается им. Помолиться вместе с ним, а не вместо него. В этом смысл любых поминальных записок, подаваемых в храм.

Здесь необходимо особо обратить внимание на большую ошибку понимать церковную молитву в том ключе, в котором ее понимают последователи бывшего священника Владимира Головина. Суть ее не в том, что одновременно о ком-то или о чем-то молятся 30, 300 или 3000 человек, а в том, что люди действительно молятся и не важно сколько их – 3000 или трое, здесь имеет чрезвычайное значение не количество молящихся, а, если можно так выразиться качество молитвы, стремление к чистоте духовной и евангельской тех из чьих уст эта молитва исходит.

И в данном контексте не имеет принципиального значения «материал» этих записок – бумага, смс-сообщение, электронное письмо или устная просьба. Принципиальное значение имеет отношение самого человека к этой стороне его жизни – молится ли он сам или, подав записку, просто выбежал на улицу и всё его внимание ушло в смартфон – каковы там новости о торгах на международной бирже. А священник за него пусть помолится. Важное значение имеет тот момент – правильно ли понимает человек смысл молитвы в целом и церковного поминовения в частности, различает ли он молитву и заговор. Многие поучения святых отцов о молитве можно свести к следующей квинтэссенции: если человек не понуждает себя к исполнению Евангелия в своей жизни, то молитва такого человека уподобляется крику в пустоту!

История Церкви знает случаи, когда молитвы великих святых не могли совершить ожидаемого чуда над одним человеком, но над другим чудо являли молитвы самого обычного приходского священника. Бог смотрит на сердце просящего и подает Свою благодать лишь в той мере, в какой человек очистил свое сердце молитвой и покаянием. Господь подает лишь полезное этому человеку в деле его спасения, а не всё, что он с пылу с жару попросит. Памятуя об этом, не стоит на духовной стезе искать наилегчайших путей и, найдя в интернете православно-стилизованный сайт, одним легким движением руки (пусть и отправив некую сумму «на пожертвования») ожидать наилегчайшей и счастливой жизни. Необходимо вспомнить святоотческое наставление: молитва, не сопряженная с трудом, оказывается бессмысленной. Гораздо лучше и полезнее перебороть свою лень, взять в руки Евангелие и, почитав, наконец направить свои ленивые мысли к изучению основ Православного мировоззрения, а стопы в близлежащий православный храм!

Протоиерей Александр Новопашин,
руководитель миссионерского отдела
Новосибирской епархии

Источник: http://www.nskmi.ru/