Честный разговор о миссионерском служении Церкви сегодня
Из различных направлений работы, существующих в Русской Православной Церкви, миссионерская деятельность, пожалуй, самая сложная для оценки и понимания современными православными людьми. Мы много знаем о великих миссионерах, но мало представляем себе, что такое миссия сегодня, каковы её особенности в наше время, кто ей занимается и с какими проблемами сталкивается, что уже сделано и над чем ещё предстоит поработать, и, самое главное, какова роль обычного мирянина во всем этом процессе. Об этом мы решили поговорить с сотрудником Синодального Миссионерского отдела Русской Православной Церкви иереем Димитрием Березиным.
Отец Димитрий, хотелось бы начать наш разговор с вопроса о том, как строится миссионерская деятельность в Русской Православной Церкви на самом высшем уровне? В этом году в работу Синодального Миссионерского отдела были внесены значительные изменения, которые коснулись как его состава, так и многих других аспектов. Расскажите немного о современной структуре отдела и самых значимых нововведениях.
В настоящее время структура отдела находится в стадии формирования. Определяются направления внутренней и внешней миссии, прорабатываются информационный сектор, сектор по работе с епархиями и сектор образовательных программ. Главным новшеством стало появление Православного миссионерского общества, которое было создано по благословению Священного Синода и действует одновременно с Синодальным миссионерским отделом. Задачей Миссионерского общества является объединение и координация миссионерских движений, активных миссионеров, их поддержка, а также реализация миссионерских проектов.
Есть ли уже какие-то результаты деятельности Православного миссионерского общества?
На первом этапе данной работы активно ведется сбор информации, знакомство с руководителями и представителями миссионерских обществ, их координация, потому что пока они между собой взаимодействуют от случая к случаю. Нередко миссионерские движения или отдельные миссионеры действуют только на определенном локальном уровне и малоизвестны широкой общественности. Миссионерское общество призвано помочь наладить их сотрудничество и обмен опытом. Кроме того, есть много активных людей, которые хотят заниматься миссией, но к сожалению, мало востребованы на приходах, в благочиниях или епархиях. Когда человек не находит приложения своих усилий, у него пропадает всякий интерес к работе. Одной из задач Миссионерского общества будет поддержка таких людей, помощь им в нахождении единомышленников и применении своих талантов.
Скажите, лично вы какое из направлений миссионерской работы считаете самым актуальным и требующим особого внимания?
На мой взгляд, очень важным является миссионерское служение, направленное на две большие группы людей. Первая - это так называемые «захожане», люди, которые в общем-то называют себя православными, но не участвуют осознанно в Таинствах Исповеди и Причастия, они лишь иногда приходят в храм просто помолиться и не так хорошо знают свою веру. Миссионерам важно обратить на них особое внимание, помочь им стать сознательными членами церкви. Эта работа не требует каких-то сверх усилий, эти люди уже приходят в храмы, им просто нужно немного помочь. Здесь немалую роль играет также приходская община, задача которой поддержать таких людей. Вторая группа – это люди, которые либо называют себя православными, либо не могут сформулировать свое вероисповедание, а просто верят в абстрактного Бога. При этом они мало знают о Церкви либо знают какие-то отрицательные вещи, придерживаются расхожих стереотипов, которые не позволяют им ходить в храм. И это тоже значительная часть людей, которая требует особого миссионерского внимания. В деле внутренней миссии, на мой взгляд, это две наиболее значимые категории людей.
Также хотелось бы отметить, что сейчас достаточно активно развивается зарубежная миссия в странах Юго-Восточной Азии, Африки. Это тоже большая группа людей. Но такое служение имеет свои особенности, которые напрямую зависят от культуры, традиций той или иной страны. Поэтому данное направление требует особой подготовки миссионеров, готовых трудиться в такой среде. Здесь немаловажно привлечение местных жителей в качестве миссионеров или духовенства. Мы знаем примеры православной миссии в исторически нехристианских народах, где из среды местных жителей готовили и рукополагали священников, и они дальше развивали миссию в своем народе. Зарубежная миссия – это также нелегкая работа по окормлению общин, перешедших под управление Русской Православной Церкви из раскольнических юрисдикций.
Много ли священнослужителей Русской Православной Церкви занимается зарубежной миссией?
Сказать, что много в количественном смысле, наверное, нельзя. Это энтузиасты, - люди, которые готовы ехать в неизвестность, общаться с незнакомыми народами. Далеко не каждый способен на такое служение.
Отец Димитрий, какое направление работы в Синодальном Миссионерском отделе возглавляете вы?
В настоящее время я отвечаю за сектор по взаимодействию с епархиями. И соответственно, моей задачей является налаживание взаимодействия епархиальных отделов как с Синодальным отделом, так и между собой. То есть я пытаюсь в первую очередь выстроить пространство коммуникаций. Сейчас созданы группа и канал в Telegram для того, чтобы руководители отделов могли общаться между собой, обмениваться опытом, а также иметь прямой контакт с Синодальным отделом, задавать вопросы, присылать предложения и тому подобное. Кроме этого, мы уже начали создание базы миссионерских проектов, которые епархии могли бы использовать в своей деятельности. На сегодняшний день есть ряд успешных миссионерских проектов, которые вполне возможно реализовать, не «изобретая велосипед». Также будет возможно присоединиться к действующим интернет-проектам. Подобный обмен опытом значительно облегчает труд миссионеров в епархиях. Также будут активно рассматриваться вопросы методики преподавания Миссиологии в семинариях и на курсах для приходских помощников.
Налаживая взаимодействие с епархиальными отделами, вы уже познакомились с миссионерской работой в каких-то епархиях, может быть состоялись рабочие визиты?
Да, конечно. Во-первых, в рамках Международных Рождественских образовательных чтений проходила встреча с руководителями епархиальных миссионерских отделов. Здесь мы смогли познакомиться и предметно обсудить некоторые возникшие вопросы. Также в Гатчинской епархии не так давно проходил Миссионерский съезд с участием миссионерских обществ и сотрудников миссионерских отделов, где мы также смогли обменяться опытом.
То есть вы так или иначе уже оценили миссионерскую работу в отдельных епархиях. Поделитесь размышлениями, чего не хватает для более активного развития миссионерской деятельности в регионах, может быть есть какие-то трудности?
На самом деле ситуация многообразная: есть епархии, где миссионерская деятельность ведется активно и очень интересно, а где-то – с большим трудом. Так среди проблем, которые мы выявили, можно назвать следующие:
Во-первых, неготовность самих миссионеров, в том числе руководителей епархиальных отделов, которых подчас назначают без каких-либо дополнительных программ подготовки, без постановки определенной цели. Нередко руководитель епархиального отдела вообще не является настоятелем храма, может быть клириком или мирянином, поэтому часто не имеет никаких ресурсов для своей деятельности, кроме личного времени.
Существует некоторое противоречие: если человек с большим количеством других послушаний назначается на должность руководителя миссионерского отдела, он имеет больше возможностей, но меньше времени; если руководителем назначается человек, посвящающий основное время миссионерскому служению, у него может не быть соответствующих ресурсов.
Нередко вся миссия осуществляется только в том храме, где служит руководитель отдела, и это считается миссионерской деятельностью епархии. Существует некое безразличие со стороны духовенства к вопросу миссии вообще. Это нежелание расходовать какие-либо средства на миссионерские проекты, отсутствие поддержки, в том числе финансовой, трудящихся и, наконец, личная безучастность. Многие священники просто игнорируют дело миссии и не считают его важным.
В-третьих, есть кадровая проблема. Чтобы разработать миссионерский проект необходимы определенные знания, время, профессионализм.
Над этими трудностями нам предстоит работать. К примеру, есть уже готовые миссионерские проекты, живые, качественные. Наша задача будет состоять в том, чтобы собрать лучшие такие проекты и дать возможность воспользоваться их опытом в других епархиях всем желающим. В том числе не только явным миссионерам, а вообще всем. Ведь вопросы миссии касаются как настоятелей и благочинных, так и обычных мирян, прихожан. Люди могут не быть сотрудниками отдела, но активно заниматься миссией. Но в этом деле им тоже нужно помогать и поддерживать.
Спасибо за ваши размышления, очень надеемся, что совместными усилиями удастся достичь поставленных вами задач и справиться с трудностями.
Теперь хотелось бы поговорить о вашем визите на Рязанскую землю. Очень радостно видеть вас в нашем городе. Насколько я знаю, вы приехали для участия в Межрегиональном молодежном цикле миссионерских семинаров «Святогорье» в Пронске. Поделитесь впечатлениями от данного мероприятия.
Такие многодневные семинары, на мой взгляд, очень нужны, важно, что там собираются представители разных епархий, и это в большинстве своем активные миряне и священники. Здесь отводится достаточно времени для неформального общения, во время которого можно обсуждать разные вопросы, находить какие-то решения, и это очень здорово. Также сюда приезжают интересные выступающие, делятся опытом, происходит обмен знаниями, контактами. Безусловно такие мероприятия важны и интересны, поэтому их проведение стоит больше освещать заранее. Многие могли бы и пожелали приехать, но элементарно им неоткуда было об этом узнать. Это как раз вопрос коммуникации и информации, который надо налаживать и развивать.
А вы там о чем рассказывали?
Изначально у меня была тема «Миссия в современных условиях и в цифровой среде». Больше всего мы говорили о том, что сейчас можно называть миссией, какие у нас есть возможности для миссии, а их на самом деле огромное количество. Пожалуй, исторически больших возможностей, как внутренних, так и внешних, Церковь и не имела. Также говорили о том, какие есть сложности в миссии. Отчасти затронули медиа-сферу и вопросы манипуляции людьми через медиа: как эти манипуляции работают, как их заметить и защититься от них, как научить себя в огромном потоке информации отфильтровывать всё лишнее, вредное, ненужное и не поддаваться на манипулятивные техники.
Безусловно, это очень интересные и необходимые для понимания вещи. Раз уж вы затронули медиа-сферу, напомню, что вы являетесь непосредственным разработчиком всем известных миссионерских интернет-проектов. Многие из нас уже пользуются приложениями Молитвослов, Библиотека, Библия за год, Мой приход и другими. Какой из этих проектов вам нравится больше всего? Расскажите немного о нем.
Во-первых, хочу напомнить, что каждый год с первого сентября у нас стартует акция «Библия за год». Это как раз тот проект, к которому легко может присоединиться каждый желающий и за год прочитать всю Библию. В проекте формируется особый план чтения, который позволяет за год прочитать Библию целиком и при этом задать возникшие вопросы. Приглашаем всех присоединиться уже сейчас: https://missia.me/bible/.
Пока моим любимым проектом остается приложение «Мой приход» (https://myprihod.ru). Оно позволяет каждому храму иметь собственное удобное и быстрое мобильное приложение, а прихожанам быть в курсе происходящего на приходе, узнавать его историю, новости, подавать записки, совершать пожертвования и т.д. У данного приложения есть некоторые преимущества перед группами в социальных сетях, мессенджерами, однако оно не призвано их полностью заменить, а позволяет сделать более качественной и удобной информационную среду прихода.
Везде ли оно необходимо? К примеру, есть небольшие сельские приходы или приходы, где много пожилых людей?
Безусловно, не везде оно актуально и нужно. У ряда приходов давно не обновлялись сайты, поэтому говорить о необходимости мобильного приложении для них не приходится. Если же говорить о старшем поколении, то большинство бабушек сейчас вовсю пользуются смартфонами. В этом проблемы не вижу. Для активных приходов это очень удобный инструмент именно для прихожан.
На ваш взгляд, могут ли миссионерские проекты реализовываться без священника? Насколько вообще важна роль священника в миссионерской команде?
Безусловно, священник должен участвовать в миссионерском служении мирян. В первую очередь окормлять, принимать по возможности личное участие, но при этом более эффективными могут быть сами миряне, активные прихожане по разным причинам. В том числе потому, что задача священника, в первую очередь, состоит в пастырском окормлении. А миряне не только могут исполнять специфическое миссионерское служение, но и вести миссию у себя в рабочем коллективе, в своей семье, в родительских школьных и иных сообществах. Это не агрессивное навязывание, а именно добрая миссия, которая очень важна. В данных коллективах знают, что этот человек верующий, воцерковленный, знают его с хорошей стороны, и к нему могут подойти с вопросом, за советом. Такая миссия очень действенна, потому что священник туда вряд ли попадет, а услышать взвешенную, здоровую позицию верующего человека можно.
В то же время крайне важна приходская среда. Священник далеко не всегда присутствует на приходе, но там есть свечницы, сотрудники, может быть приходское консультирование. Важно, чтобы человек, приходящий в храм вне богослужения или на службу, первый раз или не в первый, в каком-либо духовном состоянии, горе или радости, получал здесь не упреки и указания, а принятие, желание и умение помочь, выслушать, поговорить, поддержать. Поэтому важна роль приходского консультирования, особенно в большие праздники, – когда опытные прихожане просто могут ответить на какие-то вопросы, помочь приходящим в храм людям. Также миряне вполне могут реализовывать просветительские проекты, выставки, интернет-проекты, но тут уже нужен профессиональный опыт, подход, определенные знания и т.д.
Благодарю вас за честный и открытый разговор. В его завершение что бы вы пожелали сегодняшним миссионерам и людям, которые хотят заниматься таким служением?
В первую очередь, очень много читать и узнавать. Научиться понимать богословские истины, разбираться в догматических, аскетических вопросах с позиции церковной, но, с другой стороны, – уметь эти истины человеческим языком доносить до людей, у которых пока нет таких знаний. То есть не пытаться учить людей догматике или литургике, когда они еще до этого не дошли, а объяснять что-то на базе понятий – смысл жизни, христианство, почему это важно именно для этого человека. Попробуйте, например, объяснить обычному человеку, что такое спасение и зачем оно ему нужно. Вы наверняка столкнетесь с трудностями. Легко апеллируя подобными терминами в церковной среде, перед обычными людьми, которые пока ещё ничего не знают, мы оказываемся бессильными, не можем доходчиво что-то объяснить. Вот с этого надо начинать. С умения объяснить важные истины простыми словами.
Беседовала Елена Манкина