Слово как фактор развития человеческой личности

вкл. .

Прежде чем говорить о влиянии слова, стоит упомянуть о том, что есть человек и какова его сущность. Согласно православному учению, человек трёхсоставен и имеет дух, душу и тело. Соответственно этому и вся жизнь его располагается по трём направлениям: духовному, душевному и плотскому. Душа имеет три силы или способности: разумную, раздражительную и вожделетельную, иными словами душа есть единство разума, воли и чувств. Каково же взаимоотношение этих трёх сфер человеческой природы? Ответ на данный вопрос христианская антропология даёт в учении об иерархической конституции человека. «Эта иерархичность состоит в примате духовного начала... Всё в человеке потому и личностно, что всё соотнесено к духовному началу, что человек всегда и во всём духовен»[1]. Однако психика и телесная сфера не всегда соотнесены к духовному началу, они могут и подчинить его себе. Об этом пишет священномученик Ириней Лионский: «Совершенный человек состоит из трех: плоти, души и духа, и в коих один (дух) — спасает и образует, другая (плоть) — соединяется и образуется, а средняя между сими двумя (т. е. душа) тогда, когда следует духу, возвышается им, а когда угождает плоти, ниспадает в земные похотения» («Против ересей», 5-я книга).

Так как вся жизнь человека соотнесена с его духовным началом, особенно важным и необходимым для личности является духовный опыт. Через духовный опыт человек входит в живое соприкосновение с Богом, именно в этом опыте возникает вера. Только в духовном опыте человек учится отличать добро от зла, любить, творить, ценить себя, других людей, Родину. Следовательно, основой восприятия человека является именно духовный, а не внешний чувственный опыт.

На какую же из трёх сфер человеческой природы оказывает влияние язык? Стоит отметить, что из всех творений Божиих, населяющих землю, только человек наделён даром слова, это говорит об исключительной важности данной способности человека. Так как в человеке всё должно быть подчинено духовному началу, то язык также располагается в этой области. По закону иерархичности человеческой природы, преобразованный в духе язык передаётся душе, и тогда разумная часть души воспринимает его как нечто очень важное, необходимое и посланное сверху. Именно в этом случае язык помогает человеку совершенствоваться, а, говоря православным языком, приближаться к Богу и раскрывать в себе образ Божий.

Поэтому невозможно переоценить значение появления письменности в жизни любого этноса. Письмо позволяет зафиксировать для потомков суть того, что составляет духовный потенциал народа, его своеобразие, его лицо. Возникновение национальной письменной культуры раскрывает колоссальные творческие возможности этноса в образовании, литературе, науке, экономике и других аспектах его бытия. Кроме того, язык не только отражает духовно-нравственное состояние народа, но во многом его формирует.

В этой связи становится понятным масштаб подвига святых братьев – просветителей славян. «Труды свв. Кирилла и Мефодия помогли славянской душе понять и усвоить учение Христово, сроднили его с Православием и положили основу умственному развитию славянских народов. Всё доброе, что имели славяне после, так или иначе связано с тем внутренним и жизненным переворотом у них, который совершили свв. Кирилл и Мефодий… Проповеданная ими православная вера возродила славянство и сделала Русь хранительницей Православия» – архиепископ Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский.

Таким образом, значение языка для народа и для человека состоит в его необходимости для духовного развития, для связи с Богом. В своих высших проявлениях язык – это духовное достояние, святыня народа. Состояние языка отражает внутреннюю силу и авторитет страны. А значит, воспитание словом непременно перерастает в историческое, нравственное, духовное воспитание деятельного и образованного гражданина Отечества.

Именно поэтому язык каждого народа, пусть даже немногочисленного, обязательно содержит в себе информацию о Боге. Точнее, те представления о Творце, которые бытуют именно в этой конкретной общности людей. Вот и получается, что если безбожного человека ещё можно встретить, то безбожного языка просто не может быть. «Что касается русского языка, то мы можем говорить о нём, как о явлении сакральном. При внимательном любовном рассмотрении становится ясным, что он повествует нам об Иисусе Христе, содержит сокровенное знание о Нём… Это потому, что наш язык родом из Евангелия. У нашего языка нет языческих корней, его создали святые, он родился в чистой христианской купели» - Василий Давидович Ирзабеков. Поэтому сегодня сбережение чистоты нашей речи, русского языка, церковно-славянского языка – это защита нашей веры.

К сожалению, русский язык в наши дни не воспринимается как национальное сокровище. А ведь при поругании языка народ испытывает ущерб своего достоинства и духовной самостоятельности, оттесняется, становится духовно бессильным, уязвимым.

Однако речь – это не только абстрактная система, это и сам человек, личность, которая владеет языком. Человек поддается просветительскому воздействию и способен воспринять призыв беречь родной язык, совершенствовать его. В плачевном состоянии сегодня находится не русский язык; он как был, так и остается великолепным, с неисчерпаемым богатством выразительных средств. В плачевном состоянии находимся мы – его носители. Мы часто не знаем подлинных значений русских слов, не умеем их правильно употреблять и произносить, достойно выглядеть в разных ситуациях общения. «Язык – это такое сакральное зеркало, в котором в каждый момент истории отражаются вся нация и каждый из нас. Еще язык – это имя Бога, как мы читаем в Евангелии: «В начале было Слово», то есть Христос» - В. Д. Ирзабеков. Поэтому необходимо блюсти чистоту собственной души, а через это чистоту языка.

Сегодня происходит нечто противоположное. Русский язык имеет множество ран, и эти раны наносим ему мы своим безразличием, своим невниманием и своим безответственным к нему отношением. Хотелось бы немного отступить от темы и рассмотреть некоторые внешние проблемы русского языка.

1. Люди стали относиться к родному языку как к формальному набору символов, в которых заключена какая-то информация, совершенно забыв, что язык – это живая народная память, обеспечивающая связь многих поколений. Уважительное, грамотное отношение к своему языку – это черта, отличающая настоящего патриота. Как любой человек, уважающий себя, без ошибок пишет свое имя, так и, уважая культуру своего народа, нельзя допускать безграмотное использование родного языка.

2. Наша культура всё больше становится культурой говорения. Слово обесценивается, и выветривается культура молчания. Вспомним хотя бы эпизод из известного фильма «Семнадцать мгновений весны». Во время встречи в кафе в течение 6 минут главные герои ничего не говорят, они просто смотрят друг на друга, но при этом создаётся такое эмоциональное напряжение, которое не позволяет зрителю оторваться от экрана. Сегодня мы не умеем молчать, не ценим эту способность и не воспитываем в себе. А ведь молчание – это не просто желание не разговаривать, это умение слушать других людей и Бога. Митрополит Антоний Сурожский говорил, что встреча с близким человеком совершается только в молчании.

3. Русская речь подается в несвойственной ей манере. Иноязычные интонации, поспешность в произношении фраз противопоказаны природной степенности русской речи. Искажается свойственный русской речи темпоритм. Очень часто уже не говорят, а тараторят. Это далеко не безвредно, ибо мелодика составляет существенную часть любой национальной речи.

4. Утрата способности к эпистолярному жанру. Сегодня нам гораздо проще набрать текст на компьютере, чем писать от руки. А ведь почерк – это своеобразное отражение характера. Кроме того, графическое изображение символов развивает работу коры головного мозга и моторику рук. А работа на клавиатуре – это механическое повторение одних и тех же операций. Как приятно и трогательно сегодня рассматривать письма с фронта, написанные нашими дедушками и прадедушками, они дышат любовью, верностью, нежностью. Они уже история для нас, но в то же время память, в этих письмах живут и они сами. А что оставим мы своим детям и внукам? Может быть, историю переписки в ICQ или социальной сети, гигабайты компьютерной памяти, а может наши потомки и не вспомнят о нас и продолжат поколение Иванов, не помнящих родства…

5. Исчезает любовь к чтению книг. А ведь в книге за каждой буквой стоит слово. А слово – это уже образ, предмет, человек, действие и т.д. Каждый человек, читая, представляет себе ту обстановку, в которой происходит действие или тот пейзаж. Художественное, образное понимание слова, в отличие от прагматичного, утилитарного, требует работы души, богатого духовного потенциала. Сегодня зачастую книгу заменяет кино. Но вот ведь в чем разница: когда смотришь – сопереживаешь, а когда читаешь – уже перевоплощаешься.

6. Замена живой речи картинками. Психологи провели один эксперимент. Маленьким детям предложили на выбор смотреть сказку или мультфильмы без звука или же, наоборот, слушать их без изображения. Как вы думаете, что выбрали дети? Большинство потребовало картинку. Дело в том, что когда человек слышим незнакомый текст, у него начинает усиленно работать воображение. Это труд, к которому человек привыкает и не замечает. А мозг детей не хочет трудиться. Развивается клиповое сознание, требование постоянной смены картинок, непрерывных действий героев, над которыми не нужно размышлять. Сегодня не нужен режиссёр фильма, а нужен клипмейкер, потому что публика требует шоу. Н. М. Карамзин писал: «Богатство языка есть богатство мыслей». Но откуда взяться глубокомыслию, грамотной и содержательной речи в голове, которая не хочет думать?

7. В нашу речь проникает неоправданно большое количество иностранных слов и выражений. Заимствования были в русском языке всегда, но если раньше они использовались для обозначения новых предметов, и аналогов им в русском языке не было, то сегодня происходит замещение русских слов иностранными. Между тем народы, наоборот, озабочены сохранением собственных слов. К примеру, во Франции закон запрещает употребление иностранных слов и выражений в СМИ, если их можно заменить соответствующими французскими словами. За нарушение взимают штраф. У нас такого закона нет, и словно в пустоту уносятся слова классика: «Берегите чистоту языка, как святыню! Никогда не употребляйте иностранных слов. Русский язык так богат и гибок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас» - И.С.Тургенев.

8. Происходит упрощение языка и его засорение выражениями «типа того», «как бы» и другими. Откуда же берутся в нашей речи подобные выражения? Филолог Василий Ирзабеков так отвечает на этот вопрос: «Дело в том, что каждый человек независимо от национальности и веры призван к этой жизни Самим Христом, а потому есть живая икона Божия. И пока образ Божий в нас ясен и чёток, наше с вами словесное содержание так же чисто и незамутнённо. И тогда мы мужья и директора без всяких там «типа» и «вроде как». Когда же образ Его в нас расплывается как фотография, снятая не в фокусе, тогда и слово наше как главное внутреннее содержание мутно и лишено подлинного смысла. И тогда в Отечестве нашем плодятся во всё угрожающей численности «типа директора», «как бы мужья» и «вроде как жёны», у которых и детки соответствующие, «ну, типа того»…

9. Наша речь в последнее время наполнена жаргонизмами, грубыми и скверными словами, которые убивают мысль, делают живую и яркую родную речь вялой, расплывчатой и приблизительной. Из языка уходит доброта, ласковость, простое уважение к ближнему.

Сегодня проблема чистоты русского языка – это не только проблема культуры, это еще проблема национальной и духовной безопасности государства. Мы определили, какое важное место занимает язык в человеческой природе. Это вектор его интересов и роста, уровень образованности (в широком смысле слова), уклад быта и жизни. Контролируя язык, можно контролировать сознание и уровень развития человека.

Именно поэтому секты, стремящиеся подчинить себе волю человека, начинают как раз с языка, когда человеку предлагается соответствующая литература, когда уже известные понятия приобретают новое значение (сектантский новояз). А сегодня сектам всячески помогаем мы, потому что, разрушая язык, создаём оккультную среду. У нас рушится целостное восприятие мира и действительности, мы не хотим размышлять и вследствие этого легко подвергаемся воздействию.

Но сегодня необходимо задуматься о том, что на нынешнем поколении лежит огромная ответственность. Ведь если исчезнет язык, исчезнет и народ. Пора нам русским научиться ценить то богатство, которое оценили даже иностранцы. Так, французский писатель Проспер Мериме писал:« Русский язык… является богатейшим из всех европейских наречий и кажется нарочно созданным для выражения тончайших оттенков. Одаренный чудесной сжатостью, соединенный с ясностью, он довольствуется одним словом для передачи мысли, когда другому языку потребовалось бы для этого целые фразы».

Сотрудник Миссионерского отдела Манкина Елена.

[1] Проф. В. В. Зеньковский. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии, с. 46.