Что такое патриотизм, и сохранилось ли это чувство в среде современного русского народа
Автор: Нейгум Павел. Студент 3 курса РПДС,
Святой праведный Иоанн Кронштадтский писал: «Помните, что Отечество земное с его Церковью есть преддверье Отечества Небесного, потому любите его горячо и будьте готовы душу свою за него положить».
На прошедшем в этом году XV Всемирном русском народном соборе, тема которого звучала: «базисные ценности – основа единства народа» был принят документ под названием «базисные ценности – основа общенациональной идентичности».
В этом документе определены основные ценности, необходимые любому человеку. Среди них особенно хочется выделить понятие патриотизма. Патриотизм, говориться в документе – это любовь к Отечеству и народу, к родной земле, к её культуре, уважение к её истории, к свершениям прежних поколений. Общенациональное самосознание. Готовность трудиться ради Отечества.
Давайте теперь поговорим о том, сохранилось ли чувство патриотизма у современного русского народа. Если у предъидущих поколений – наших отцов, матерей и дедов с бабушками это чувство присутствовало и присутствует, то, к сожалению, у современного поколения оно осталось лишь у меньшинства. И дело тут не только в том, что у нынешней молодежи нарушились ориентиры.
В мире все не случайно и у всего, что происходит, есть причина, а у каждой причины свое следствие. Нынешнее общество диктует свои условия современным молодым людям и девушкам. – Будь первым, потребляй, развлекайся, забудь об ответственности, и о том, что кроме тела имеешь и дух, и соответственно духовную сторону жизни.
За этим животным потреблением, развлечением, праздностью и инфантилизмом следует логическое забвение Божиих заветов, а забвение Божиих заветов ведет к полному отступлению от Бога. В подтверждение этого хочу привести слова апостола Павла, который в послании к Римлянином говорит: «они, познав Бога, не прославили Его как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное сердце их, называя себя мудрыми, обезумили» (Рим.1:21).
Пока жива вера предъидущих поколений, пока жив в памяти их опыт и их свершения, их тяжелая жизнь в годы лихолетий, можно научиться вере, любви, терпению и смирению. У них также можно заимствовать любовь к Отечеству и народу, к родной земле, к её культуре, а не культуре «дьявольского» Запада, уважение к нашей истории, готовность трудиться ради Родины, словом к всему тому, что являет собой патриотизм.
Народ, который теряет любовь к ближним, веру и надежду на Бога, никогда не сможет воспитать сынов и дочерей Отечества.
Можно провести простую аналогию. – Священное Писание гласит: «Кто говорит: «Я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, которого не видит?» (1 Иоан.4:20). Если человек не имеет любви к ближним, как тогда можно любить Отечество, в котором все мы живем?
4 ноября все мы чтили и праздновали икону Пресвятой Богородицы, именуемую Казанская. Многие важные для России решения принимались по молитвам именно перед этим чудотворным образом. Вместе с тем 4 ноября отмечается государственный праздник – День народного единства, история которого восходит к началу XV века, когда воины народного ополчения под предводительством Козьмы Минина и Димитрия Пожарского с образом Казанской Богородицы освободили Москву от польских интервентов. Они проявили героизм и сплоченность всего народа вне зависимости от вероисповедания и положения в обществе.
С приходом советской власти в 1917 году традиция отмечать освобождение Москвы прервалась. А также началось постепенное вытравление из сознания русского человека понятие о Боге и веры в Него.
За годы бессмысленной борьбы против Бога и гонения на Церковь советской власти удалось разрушить основу, на которой крепко стояла дореволюционная Царская Россия – это семью. Ведь именно семья сохраняет преемственность поколений, передавая базис нравственности – веру в Бога, уважение и любовь к своей истории и почитание старших.
Воспитание достойного гражданина Отечества, который сможет по слову Спасителя «душу свою положить за други своя» (Ин. 15:13) возможно только в духовно здоровой семье, а значит и в духовно здоровом обществе.
Святейший Патриарх Кирилл размышляя о семье, говорит: «семья – это школа любви, благочестия и человеческого счастья. Если разрушается семья – уходит любовь, а уходит любовь – Христос уходит».
Там где нет Христа, там изобилует грех. Где нет Христа, там нет любви ни к ближним, ни тем более к Отечеству. А когда нет идеала, которым является Христос, тяжело воспитать личность, которая «во главу угла» будет ставить нравственные и культурные ценности, такие как: семья, достоинство, честность, патриотизм, милосердие и, конечно же, то, без чего невозможно все это, – деятельную любовь к ближним и к Богу, в которой нет страха и которая есть совершенство.
Приснопамятный Святейший Патриарх Алексий II говорил: «что самый интенсивный и глубокий процесс воспитания личности происходит в детстве. Сначала у ребенка воспитывается любовь к матери и отцу, далее к братьям и сестрам, потом к своей семье, роду и народу и, наконец, ко всему человечеству. В такой же последовательности ребенок учится любить свой дом, потом улицу, район, город, затем свою страну и, в конце концов, всю планету. С ростом умственного кругозора должна расти и жертвенная христианская любовь… Патриотизм может жить лишь в той душе, для которой на земле есть нечто священное, которая на своем живом опыте узнала объективность и безусловное достоинство этого священного и увидела его в святынях своего народа».
Встает вопрос. Что священно в среде современного русского народа. Святость семьи с жертвенным подвигом отцовства и материнства, с помощью, которой возможно воспитать в человеке патриотизм, или культ «золотого тельца», животное потребление и развлечение с самореализацией и самоактуализацией.
Поэтому пускай каждый сам для себя сделает вывод о том, сохранилось ли у современного русского народа чувство патриотизма.
Материал Круглого слова : "Первое рязанское ополчение как пример выражения патриотического чувства русского народа".