Первое ополчение: исторический аспект.
Автор: Харитонов Александр. Студент 2 курса РПДС.
Говоря о первом Рязанском ополчении, необходимо изучить эпоху, к которой это событие относятся. Под историческим аспектом мы подразумеваем ряд исторических факторов, послуживших его причинами.
Рязанское ополчение — войско, созданное русскими городами в период Смутного времени для освобождения Москвы от поляков.
Ополчение происходит в 1611 году, то есть в исторический период, называемый смутным временем.Смутой в нашей истории можно назвать 14-15 лет с 1598 по 1613гг.
Смута происходила в период смены правящей монархической династии на Руси. Ее начало совпадает с прерыванием династии Рюриковичей. Последний видный ее представитель, первый Русский царь Иван 4 Грозный умирает, и на престол восходит его второй сын Феодор. Сам Иван Грозный, как и другие современники,считал своего преемника неспособным к управлению государством и по этому, умирая, назначил ему в помощь правительственную комиссию, из числа участников которой самое большое влияние над Федором Ивановичем имел Борис Годунов, потомок древней Московской боярской династии. Так же у Ивана Грозного был третий сын Димитрий, который был при странных обстоятельствах убит в Угличе в возрасте девяти лет.
Царь Федор вел нерешительную внешнюю политику, больше занимался делами внутренними, так же за ним у престола осторожно стоял Борис Годунов, практически так же управлявший государством.
В январе 1598 года умирает Федор Иванович, последний из династии Рюриковичей. Детей он не имел, его братья убиты, таким образом род прекратился. Борис Годунов вступает на престол как законно избранный царь земским собранием во главе с патриархом Иовом и мог бы стать родоначальником новой династии. Однако большие бояре во главе с Шуйскими были против избрания Бориса.
Вскоре появляется первый лжедмитрий и при поддержке поляков и западнорусских шляхтичей, а так же группы казаков восходит на престол и свергает род Годуновых. Но лжедмитрий быстро погубил себя презрением русских традиций, дружбой с поляками и браком с католичкой Мариной Мнишек, которая приехала в Москву с вооруженной польской свитой, которая своим поведением вызвала недовольство Москвичей. Против лжеДмитрия состоялся заговор, во главе с Василием Шуйским. 17 мая 1606 года он был разоблачен и убит, а с ним и около тысячи поляков. Василий Шуйский был возведен на престол своими приверженцами, а не земской думой. Общественное расположение он заслужить не смог. Вновь стал распространяться слух, что царевич Дмитрий спасся от смерти в Литве. Появляется лжедмитрий второй, к нему присоединяются русские мятежники и многие литовские и польские паны с дружинами. Он движется к Москве, литовцы Ян Сапега и Лисовский осаждают Троицкую Лавру, которая выдержит 16 месяцев осады и останется не взятой. Лжедмитрий второй расположился станом в Тушине, за что и получил прозвище «Тушинский вор». Его отряды грабили московские земли нещадно. Вскоре царь Василий обратился за помощью к Швеции. Присланный на помощь отряд вместе с северно-русскими ополченцами Скопина - Шуйского наносил поражения тушинцам и москвичи ожидали близкого освобождения от осады. В ответ на это польский корольСигезмунд третий вторгся в русские пределы и осадил Смоленск, по тому, что видел угрозу в союзе России и Швеции. Поляки, бывшие в Тушине оставили самозванца и присоединились к королевскому войску. Скопин вошел в Москву как освободитель. Он готовился к походу под Смоленск, но скоропостижно скончался.Народ посчитал, что его отравили как лишнего претендента на престол. Весной 1610 года посланные польским королём гетманы Жолкевский и Сапега окружили Москву. Шведы же перед этим бросили русские войска и, ограбив Ладогу, ушли в Швецию. Гетманы тайно послали московским боярам письмо, в котором написали, что они пришли с намерением остановить напрасное кровопролитие. И предложили боярам вместо царя Шуйского избрать на русский престол сына Сигизмунда III, королевича Владислава, который, по их словам, охотно примет и православную веру. Такую же грамоту прислал боярам и король Сигизмунд III. Большинство московских бояр и часть москвичей поколебались в преданности царю Шуйскому, и в июле 1610 года он был низложен, насильственно пострижен в монахи и отправлен в Чудов монастырь. В сентябре 1610 года москвичи пустили в столицу войско гетманаЖолкевского, который, установил в Москве свою власть в лице Семибоярщины – Думы, состоящей из семи знатных бояр, и завладел московской казной и царскими сокровищами.
Первоначально и сам патриарх Гермогенбыл склонен к согласию на избрание московским царём Владислава, при условии принятия королевичем православной веры и соблюдения всех российских обычаев. Однако, обнаружив замыслы Сигизмунда и увидев в этом угрозу московской государственности и православной церкви, Гермоген, не внимая убеждениям боярской Думы, ни угрозам поляков, освободил москвичей от присяги Владиславу и проклял его и короля. С этого же времени (декабрь 1610) он начал писать и делать воззвания к Русскому народу, призывая всех постоять за православие и Отечество.
Таким образом, во главе первого народного восстания встали две выдающиесяличности: Патриарх Гермоген и Прокопий Ляпунов. Первый еще до патриаршества зарекомендовал себя как непримиримый поборник православия, таковым он и остался мужественно до самой мученической кончины.
Братья Прокопий и Захарий Ляпуновы происходили из рода св. Владимира, но со временем утратили свое княжеское достоинство и остались просто дворянами, очень богатыми и влиятельными в рязанской земле, занимались всеми делами этой земли. Прокопий Петрович был пылкого, порывистого нрава, настойчивый и деятельный. Он обладал талантом легко увлекать за собой толпу и под влиянием страсти не разбирал людей, мог легко попасться на обман. Он был противником Шуйского и считал избрание Владислава лучшим средством успокоить Русскую землю, в связи с этим, некоторое время помогал полякам. Но как только он узнал о том, что поляки творят в Смоленске, он понял, что с их стороны нечего ожидать, кроме обмана.
Ляпунов писал в Москву укорительные грамоты и в связи с этим бояре принуждали патриарха сделать ему выговор, но Гермоген поддерживал Ляпунова. Он допускал королевича на царство только в случае принятия им греческой веры, то есть православия и при выводе польских войск из Москвы. Полагаться на волю польского короля он не собирался. Между боярами и патриархом разгорелась ссора, входе которой Гермогена чуть было не ударили ножом. На другой день он выступил перед народом с пламенной проповедью, в которой уговаривал народ стоять за истинную веру и сообщить о своей решимости в другие города. После этого выступления его взяли под стражу. Узнав об этом, Ляпунов сообщает боярам в письме, что собирается биться на смерть за московское государство с поляками и литовцами. Он рассылает по разным городам свои призывы и списки с грамот из Смоленска и Москвы. В грамоте из под Смоленска говорилось: «Мы пришли из разоренных городов к королю в обоз под Смоленск и живем тут год – другой чтобы выкупить из латинского плена своих матерей, жен и детей. Никто не жалеет нас. Иные ходили в Литву за своими сродниками и там потеряли головы. Собранный откуп разграбили. В городах и уездах, где завладели литовцы, поругана православная вера, и храмы Божии разорены. Не думайте и не помышляйте, чтобы королевич был царем в Москве. Все люди в Польше и Литве никак не допустят того, у них положено, чтобы лучших людей от нас вывести и овладеть всею Московской землей». Так же в грамоте содержится просьба переслать ее по другим городам и призыв всею землей встать за православную землю, пока народ еще не в рабстве и не уведен в плен. Вслед за ними. Ляпунов призывает двинуться всей землей к Москве и там всем народом избрать Московского государя. У нас одна дума: или веру православную очистить, или всем до одного помереть – говорит Ляпунов. Именно этой фразой можно выразить силу, объединяющую народ. Любовь к отечеству и желание сохранить в чистоте православную веру поднимают народ на борьбу.
К тому времени в городах уже возрастало негодование на поляков. Списывались и читались в соборах грамоты, присланные Ляпуновым, которые еще более разжигали ярость народную. Собирались сходки, люди вооружались чем могли, готовили запасы. Русские люди постановили не подчиняться и не общаться с польским королем и его сторонниками, целовали крест на том, что будут дружно стоять за веру и государство, выручать соотечественников и не делать зла русским людям.
Восстание быстро охватило Нижний Новгород, Ярославль, Владимир, Суздаль, Муром, Кострому, Вологду, Устюг, Новгород. Везде собирались ополчения и по приказу Ляпунова стягивались к Москве. Так же с ним вошли в соглашение сторонники убитого Тушинского Вора, даже Ян Сапега манил его некоторое время готовностью сражаться за русское дело. В увлечении, свойственном ему, Ляпунов видел только общую высокую цель и простодушно братался с такими людьми как Заруцкий и Сапега.
Так же в первом ополчении участвовал воевода Зарайска, входившего тогда в рязанские земли, князь Пожарский.
В начале марта Ляпунов с рязанским ополчением уже шел к Москве, соединяясь по дороге с ополчениями других городов. К тому времени в самой Москве уже было неспокойно. Поляки узнали через лазутчиков, что силы восставшего народа приближаются к Москве. Тогда они вместе с боярами принуждали патриарха написать людям, чтобы они не ходили на Москву, но Гермоген ответил, что благословит людей повернуть обратно, если только все поляки и литовцы уйдут из города, если же нет, то благословит народу брать Москву. В Страстной вторник, когда ополчение уже подошло близко, москвичи делали вид, что ничего не ожидают, одно только было необычно – на улицах съехалось очень много извозчиков. Поляки стали догадываться, что это делается, чтобы загородить улицы телегами и не дать им развернуться, когда подойдет ополчение. Тогда они стали затаскивать пушки на стены кремля и Китай-города, принуждая извозчиков помогать, на что те конечно не согласились. В итоге вспыхнула драка, в которую втянулось множества народа с обеих сторон, поляки обнажили сабли и стали рубить старого и малого. Люди побежали в белый город, поляки погнались за ними, но в белом городе все улицы уже были забаррикадированы. На всех колокольнях били набат, весь город поднялся как один. К этому времени ополчения русской земли уже входили в город с разных сторон. Полякам стало ясно, что им не устоять, тогда они подожгли белый город иЗамоскворечье, а сами заперлись в Китай – городе и кремле. С ними были многие бояре и дворяне с семьями, некоторые из них поневоле. Русские войска никак не могли прорваться через пылающий город. В течение трех суток большая часть Москвы сгорела. Во время пожаров поляки разграбили очень много домов и церквей и весьма обогатились. В Китай – городе они с досады перебили оставшихся русских, оставив только некоторых женщин и детей, на которых играли в карты. Ополчение стояло под Москвой, и ежедневно происходили столкновения. Поляки принуждали патриарха уговорить ополченцев отойти от города. Конечно, он отказался, за что его и заперли в Чудовом монастыре.
Русское ополчение не смогло достигнуть своей цели, по тому, что в нем начались раздоры. Неразборчивость Ляпунова в выборе товарищей сыграла злую шутку. Правителями не только войска, но и всей Русской земли временно были назначены три предводителя: Трубецкой, как самый знатный по происхождению, Ляпунов, который практически всем распоряжался и Заруцкий. У Ляпунова испортились отношения с казаками, которых в ополчении было достаточно много, и их предводителем – Заруцким. Раздор усилила раздача поместий, одни получали их от Ляпунова, другие от Заруцкого.
Однажды, после казни двадцати восьми казаков за своевольство, все казачество окончательно поднялось против Ляпунова. Узнав об этом, поляки создали подложное письмо от его имени, в котором он якобы призывал бить и топить казаков. Его вызвали для разбирательства на казачий круг, но оправдания его никто уже не слушал, один из казаков понял, что письмо поддельное, он вступился за Ляпунова, но разъярённая толпа в итоге изрубила саблями их обоих. Другие два соправителя в этом собрании не участвовали. С этого времени ополчение состояло в основном из казаков. Со смертью главного вождя ополчение расстроилось, многие дворяне разъехались по домам, казаки хотя и продолжали осаду, но в основном занимались грабежом соседних областей. Тем временем поляки захватили Смоленск, Шведы Новгород, а в Пскове явился третий лжедмитрий. Россию буквально раздирало и неудача первого ополчения побудила народ к повторному, более единодушному выступлению против польской интервенции. Остатки первого ополчения в последствие примкнут ко второму ополчению Минина и Пожарского.
Список литературы:
1. Н.И. Костомаров «Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей». Москва, 1990.
2. В.О. Ключевский «Русская История» курс лекций. Москва, 1993.
3. Д. Иловайский «Русская История. Книга для всех». Москва, 1998.
4. «Первое Рязанское ополчение» по материалам internet.
Материал Круглого стола: " Первое Рязанское ополчение как пример выражения патриатического чувства русского народа". 2011 год.