Батюшка отчитает или осторожно - духовная пропасть!

вкл. .

Встреча в храме

– Мы с Соней завтра едем на «отчитку»... – слышу за спиной в храме шепот.
«Ну, – думаю, – что ж: кому в салон красоты, кому – на «отчитку». Современный женский досуг!».
Но если отбросить шуточки, становится очевидно: популярность «беснований» и поездок на «отчитки» растет лавинообразно. Спрос легко находит предложение: сегодня Рязань тщательно оклеена и переклеена объявлениями некоей фирмы о наборе групп для поездок в Оптину пустынь, в Москву «к Матронушке» и... «на отчитку к иеромонаху Владимиру (снимает порчу и родовые проклятия)». Название фирмы в объявлениях не указано – только телефон и сайт «Путешественник», внешне весьма похожий на сайт епархиального паломнического центра.
c nVRddRoLYНе так давно в Миссионерский отдел Рязанской епархии позвонила женщина за разъяснениями: что же это за центр возит людей на «отчитки» к некоему иеромонаху Владимиру? Оказалось, что она набрала номер из рекламного объявления, но насторожилась, когда ей любезно рассказали, что «Батюшка очень сильный, помогает всем во всем», и, главное, что «отчитка» нужна едва ли не каждому! Также женщине сообщили, что поездка к отцу Владимиру стоит 2300 рублей, что он снимает порчу и родовые проклятия, а длится «отчитка» около 2,5 часов...
Мы, с помощью Миссионерского отдела Рязанской епархии, решили узнать о загадочной деятельности борцов с порчей немного подробнее.

«Родовые проклятья»

Оказалось, что популярный иеромонах Владимир имеет свой сайт, страницы в соцсетях, пишет музыку в стиле метал (или хард-рок? – определить сложно), ведет огласительные беседы по цене 8 000 за четырехдневный курс и... является «профессором МСА».
Что за учебное заведение – загадочное МСА? Может, «Международная Славянская Академия», на сайте которой в разделе «Свидетельства» зияет ожидаемая пустота? Вернее, есть свидетельство о регистрации юридического лица – общественной организации, но вовсе не образовательного учреждения. В реестре членов даже этой МСА за 2015 год нужной фамилии не обнаружилось, так что аббревиатуру каждый волен расшифровать на свой вкус.
На сайте загадочного иеромонаха в разделе «Биография» утверждается, что он «учился на богословском отделении Святотихоновского монастыря (орфография сохранена – ред.)». Возможно, имелся в виду Свято-Тихоновский университет, но, не найдя на карте России и мира «Святотихоновского монастыря», да еще и с богословским факультетом, мы оставили вопрос о научном статусе «профессора» Владимира открытым....
Согласно тому же личному сайту, иеромонах Владимир «с 2005 г. начал углубленно изучать экзорцизм,... выезжал за границу и общался с различными христианскими конфессиями, изучая их опыт». И остается гадать, в какой стране и у какой конфессии он почерпнул познания в тонком вопросе изгнания духов, среди которых в своих беседах он особенно выделяет так называемых «духов рода».nTUksfK0xhc
Среди прочего, личный сайт рассказывает о неоднократных «чудесах и откровениях» в жизни нашего героя. Люди, хотя бы поверхностно знакомые с азами религиозной жизни, поймут, что делиться с широкой аудиторией такими личными вещами духовно опытный человек не станет. К сожалению, нередко подобное хвастовство характерно для пребывающих в прелести.

Все смешалось в доме...

В видеороликах с проповедями поражает удивительное смешение: только что убедительно, вдохновенно и богословски вроде бы верно выступающий говорил о Христе, Его роли в спасении человека, о равнодушии к нему людей... А потом «щелк» – и начинаются рассуждения о влиянии «духов рода» на жизнь и о бесноватых младенцах – в полном противоречии со Священным Писанием, где про мир после прихода Спасителя сказано: «В те дни уже не будут говорить: «Отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина», но каждый будет умирать за свое собственное беззаконие» (Книга Иеремии, глава 31, стихи 29-30).
Возможно, сказывается либо отсутствие богословского образования, либо юношеские оккультные опыты священника, о которых тоже говорится на сайте...
На странице в социальной сети – истории «исцеления» с описанием того, как проходит «отчитка» у отца Владимира: «Во второй приезд во время молебна у меня были очень сильные реакции (крик) на проклятья от людей, отворот жены от мужа, дух полноты – колдовство на внешность, колдовство на разрушение семьи, родовое проклятие – бес блудный». Для тех, кто прошел хотя бы курс церковно-приходской школы, эта цитата говорит о многом. Но на всякий случай поясним: приведенный отрывок – типичный пример сленга разного рода «знахарок» и оккультистов, к православию подобная риторика отношения не имеет.
К сожалению, как ни скорбно это признавать, анализ сайта, видеозаписей, интервью и страниц в соцсетях заставляет заподозрить банальное шарлатанство, причем поставленное «на поток». В разделе «Контакты» на сайте иеромонаха Владимира представлены, как в развитом сетевом маркетинге, телефоны «представителей» из разных регионов...

Собрать побольше людей

В начале ХХ века русские психиатры видели причину кликушества – мнимого беснования – в тяжелых условиях быта простого народа. Но сегодня считают себя бесноватыми и ездят на «отчитку» люди (в основном женщины) из обеспеченных семей. Так в чем причина? И что, собственно, плохого в «отчитках» – может, просто не стоит слишком беспокоиться о псевдо-православном досуге некоторой части наших сограждан?
Мы обратились за помощью в решении этих вопросов к руководителю Миссионерского отдела Рязанской епархии протоиерею Арсению ВИЛКОВУ.

2AAxVDFWvRA- Отец Арсений, боюсь, что для светского читателя наша попытка разобраться в проблеме выглядит как какие-то не совсем понятные внутрицерковные «разборки»...
Возможно. Однако не стоит думать, что беспокоясь по поводу деятельности частных паломнических фирм, священник боится «конкуренции». Здесь вопрос в компетентности тех, кто возит людей по святыням. Печально, когда человек, желающий совершить паломничество к православным святыням, помолиться и получить духовную пользу, попадает не к гиду с богословским образованием, а к деятелю, который всю поездку «просвещает» слушателей набором околоцерковных суеверий. Все-таки в паломническом центре при епархии или при храме больше шансов встретить сотрудника, компетентного в вопросах веры.
Когда людям предлагают «отчитки», привлекают в паломничество не возможностью помолиться у святынь, а какими-то суевериями, то очевидно, что цель таких поездок – не сделать человека духовно богаче, а просто заработать, собрать возможно большее число людей, не сведущих в вопросах веры.

- Говорят, что отца Владимира, например, благословил заниматься экзорцизмом старец Илий. А деятельность центра, который возит к нему людей, благословляет архимандрит Афанасий (Культинов), духовник Кадомского Милостиво-Богородицкого монастыря. Все-таки это солидно звучит...

- Что касается «благословения» отца Афанасия, могу сразу сказать: абсолютно ложная информация. Этот слух уже широко распространился, так что архимандрит Афанасий написал официальное письмо с опровержением. Буквально дословно процитирую: «Данному паломническому центру благословение на деятельность не давал и не компетентен давать такое благословение». Батюшка пояснил, что в частных беседах с кем-то из приезжавших к нему действительно слышал про отца Владимира, но не «благословлял» на поездки к нему, а всего лишь пояснял, что не в силах запретить кому-либо ехать к священнику, о котором, в общем-то, ничего не знает. К сожалению, это обычное дело: человек слышит и принимает за «благословение» то, что ему выгодно услышать.
Сегодня легко прикрываться благословениями разных старцев, духоносных отцов – но проверить наличие такого благословения бывает невозможно. При возникновении сомнений в пользе той или иной поездки можно обращаться в Паломнический центр епархии. Епархиальный центр – это не монополия на паломничество, но он объединяет всех, кто куда-либо возит паломнические группы, поддерживает контакты с храмами и священниками, которые организуют поездки прихожан. Соответственно, он аккумулирует достаточно много информации.
Вообще же, «отчитки» проводит крайне ограниченное число священников, имеющих благословение не просто некоего старца, а священноначалия Церкви (Строго говоря, сегодня речь может идти лишь о чине изгнания бесов, проводимом в Троице-Сергиевой Лавре – ред.). И, главное, число тех, кому требуется «отчитка», намного меньше, чем может показаться.

- А кому она действительно требуется?

«Отчитка» нужна людям, одержимым злыми духами. Конечно, бесы рядом со всеми нами и постоянно толкают на какие-то грехи. Но одержимость – это другое явление. Это личное присутствие беса в теле человека. Мне приходилось – всего несколько раз в жизни – видеть таких людей. Через кого-то бес говорил – своим совершенно особенным голосом. Приходилось видеть, как человека отбрасывает от святыни. Это совсем не похоже на людей, которые или психически нездоровы, или просто считают себя бесноватыми.
При владыке Павле, который возглавлял Рязанскую епархию в 2003-2013 годах, в кафедральном соборе было поначалу очень много людей, внешне бесноватых: в храме часто что-то выкрикивали, рычали, еще как-то особенно себя вели. Но в один прекрасный момент владыка с амвона сказал «беснующимся», что если такое поведение продолжится, то в храм их больше не пустят. И после этого количество псевдобеснований неожиданно сократилось!
Это совсем другое явление. Потому посылать на «отчитку» всех – попросту вредно.

Опасности «отчитки»

- Чем же вредна «отчитка», кроме потери денег?

Если на настоящую «отчитку» попадет здоровый человек, то он рискует скорее приобрести бесноватость: бес, изгнанный из кого-то другого, должен же куда-то устремиться. А тут вот он – стоит человек, приехавший просто из любопытства. Так что есть серьезная опасность повредиться духовно.
Но надо сказать, что большинство тех священников, которые проводят «отчитки» без благословения священноначалия, под «отчитками» подразумевают просто молебны о здравии. Такой молебен может совершать и часто совершает любой священник, просто он не подает это как некое «уникальное предложение» за десять тысяч рублей... А, к примеру, преподнеси я такой молебен как нечто особенное – люди сразу же побегут участвовать. И чем чуднее будет мой особый «молитвенный чин», чем своеобразнее я буду во время него себя вести – тем, увы, более духоносным он будет казаться, а меня, разумеется, сочтут прозорливым провидцем. Восторги от подобных вещей выдают нашу малоцерковность, наше непонимание сути христианской жизни. И, к сожалению, находятся те, кто на этом зарабатывает.
Иногда это настоящие ряженые, никогда и не рукополагавшиеся в священный сан, иногда – священники, лишенные сана или запрещенные в служении. Не так давно ко мне приходила женщина, которой как раз такой «батюшка» рекомендовал пройти у него пять курсов «отчитки» по десять тысяч рублей каждый... И она собирает деньги! Это безумие нашего мира, это то, что вообще не относится к настоящей религиозной жизни.
Речь об опасных для души практиках, и хочется уберечь от них людей. Тот, кто укоренен в жизни Церкви и знает ее учение, не поедет на подобные мероприятия. А вот люди малоцерковные, но «интересующиеся», находятся в зоне риска...

Елена ФЕТИСОВА

194192.pКомментирует священник Димитрий ФЕТИСОВ, главный редактор газеты «Логосъ», старший преподаватель кафедры теологии РГУ имени С.А. Есенина:

- Одна из причин вымышленного беснования – гордыня. Человеку очень сложно жить обычной, «неброской» жизнью. Кто-то делает губы уточкой, щелкает «селфи» и собирает в Интернете «лайки», воображая себя звездой Голливуда – а кто-то привлекает к себе внимание, актерствуя в храме, рыча и подвывая на службе. Или не рыча, а только вздыхая и всем рассказывая о собственной «бесноватости» – такая, по сути, тихая истерия.
С другой стороны, человеку на самом деле выгодно верить в «родовые проклятия», сглазы-порчи и прочие внешние причины его бед. Потому что если признаться самому себе, что главные причины – наши грехи и страсти, которым мы подчиняемся в основном добровольно, а не под чьим-то злым воздействием, – тогда придется признать и собственную ответственность, и необходимость кропотливого труда по исправлению жизни. Гораздо проще свалить свои беды на беса, род или злую соседку.
Понятно, что и бесы действительно «подзуживают» человека, и род, родители влияют на нас через воспитание, через привычки, усвоенные с детства. Но каждый волен побороть бесовские помыслы и свои привычки через молитву, воздержание, таинства Церкви – а не через поиски волшебной пилюли у экзорциста.
Но многие в духовной жизни выбирают тот же принцип, по которому пробуют похудеть: «Вести здоровый образ жизни очень трудно, нужны выдержка и постоянство – ну так куплю-ка в Интернете чудо-чай, хотя на нем ни состав, ни производитель не указан. Вдруг поможет!». А чем поможет? Быстрее в могилу сведет?

Источник: Логос №10(12) от 16.12.2016