Четвертая встреча межправославного совещания Центров по изучению новых религиозных движений и деструктивных культов 06-09 октября 2011 года (Фессалоники – Греция).
«Псевдомедицинские секты, оккультные целительские практики и психокульты: социальные и пастырские аспекты»
I. Введение
Мы, собравшиеся здесь, члены и представители центров по изучению новых ре-лигиозных движений и деструктивных культов, прибывшие из большинства пра-вославных государств и поместных Церквей (Греции, России, Кипра, Сербии, Бол-гарии, Польши, Чехии и Словакии Беларуси, Украины, Критской Церкви), прове-ли наше совещание, чтобы обсудить социальные, медицинские, духовные и пас-тырские аспекты проблем, создаваемых так называемыми «альтернативными терапиями», которые, помимо прочего, оказывают негативное влияние на образ жизни и моральные ценности человека и искажают Православную веру.
Наша встреча, в которой приняли участие более 110 представителей вышепере-численных стран и Церквей, прошла с 6 по 9 октября 2011 года в конгресс-центре Культурно-Образовательного Института им. святого Григория Паламы Фессалоникийской митрополии в Пилее, Греция, при любезном гостеприимстве его Высокопреосвященства, митрополита Фессалоникийского Анфима. Участ-ники встречи, специалисты и эксперты в области новоявленных сект рассмотрели вопрос: «Псевдомедицинские секты, оккультные целительские практики и пси-хокульты: социальные и пастырские аспекты».
Выслушав научно обоснованные выступления и доклады, обсудив их, а также тщательно и всесторонне рассмотрев заявленный вопрос в пяти рабочих груп-пах, мы пришли к следующим выводам (наблюдения, заключения и предложе-ния), которые мы считаем необходимым довести до сведения священноначалия наших Церквей, законодательных и правоохранительных органов наших стран, а также медицинских и общественных организаций.
II. Проблемы оккультных целительских практик и психокультов. Псевдомеди-цинские секты, или «альтернативные терапии», являются составляющей дви-жения «Нью Эйдж» («Новой Эры»), которое распространяет оккультизм в обла-сти охраны здоровья и личностного развития, провозглашая «исцеление» те-лесных и психических заболеваний. Медицина «Нью Эйдж», известная также как альтернативная медицина, использует альтернативные целительские практи-ки для исцеления «тела, разума и духа» «холистически», то есть как единое це-лое, часто претендуя на свое превосходство и даже полностью отвергая академи-ческую научную медицину. Сегодня существуют сотни альтернативных «цели-тельских систем» и психокультов, и их число растет тревожащими темпами. Аль-тернативные «целительские» практики основываются на системах мышления, являющихся по своей сути магическими, и на ненаучных принципах и методах. Альтернативные «целительские методики» основываются на оккультизме и магическом способе мировосприятия. Цель альтернативного «целителя» - «пре-умножить и уравновесить энергию Вселенной» (никто из подобных «целителей» не определил ее природу и не дал обоснования этому понятию) для использова-ния в исцелении: считается, что заболевание начинается не в физическом теле, а на некоем «энергетическом» уровне, и должно исцеляться«энергетически», а не физически. Альтернативный «целитель» содействует «потоку невидимой косми-ческой» энергии, удаляя так называемые «энергетические блоки» или «энерге-тические барьеры», и таким образом обещает исцелить всевозможные заболева-ния, от самых незначительных до совсем неизлечимых. Альтернативный «цели-тель», который обычно является харизматической личностью без какого-либо медицинского образования или, в редких случаях, врачом, не применяющим никакие из полученных в мединституте знаний, приобретает роль мага-жреца, которая якобы придает ему абсолютное могущество. Считается, что если исцеление не удается, то это не потому, что теория ошибочна, а потому, что методика была неправильно применена или потому, что пациент сопротивлялся исцелению по «кармическим» или другим причинам. Альтернативные «целители» прилагают огромные усилия к тому, чтобы представить свои практики научно обоснованными, и тем не менее их антинаучная суть систематически раскрывается многочисленными медицинскими и научными организациями Европы, Австралии и Америки, а также видными врачами и учеными всего мира. Хотя альтернативные целительские практики хорошо изучены и часто именуются «целительской магией» и «проявлением оккультизма», тем не менее они являются стремительно развивающейся индустрией, распространяющейся очень быстро через сеть различных групп, обществ и федераций холистических «целителей», «целительских групп», деструктивных сект и психокультов, которые обещают физическое и психическое здоровье, самопознание, самореализацию и саморазвитие. Семинары, конгрессы, «целительские мастерские», фестивали, открытые встречи, гигантские рекламные щиты на дорогах, теле- и радиопередачи, журналы, газеты и различные публикации, реклама по электронной почте и интернету, веб-сайты, продажа оккультной продукции в аптеках и реклама альтернативных методов в универ-ситетах, организациях, фирмах, больницах, поликлиниках, медицинских цен-трах, центрах здоровья и врачебных кабинетах - все это сформировало обще-ственное мнение, принимающее оккультные методики как эффективные практи-ки исцеления, равноценные, если не превосходящие, практики научной медици-ны. Так, современные люди все более склоняются к принятию оккультных дви-жений и восточных религиозных верований, встроенных в альтернативные мето-ды исцеления. Проблему усугубляет растущее число врачей, продвигающих аль-тернативные «терапии» ради материальной выгоды или в силу личных убежде-ний. Еще большую опасность представляет тот факт, что многие православные священники оказываются обманутыми альтернативными целителями и прово-дят обряд освящения в центрах, школах и на фестивалях альтернативных «тера-пий» или же своим присутствием на таких мероприятиях создают видимость признания альтернативных «терапий» православной Церковью. Зачастую врачи и представители других медицинских профессий используют и продвигают аль-тернативные целительские практики и практики псевдомедицинских культов в целях получения выгоды. Распространители оккультных «целительских» практик пытаются проникнуть на национальные и международные конгрессы ученых, врачей, психиатров и психологов. Частные учебные заведения, связанные с деструктивными культами, предлагают уроки по освоению оккультныхцелительских практик, таким образом, делая ситуацию неконтролируемой. Дети в некоторых частных школах обучаются и посвящаются в оккультные целительские методики якобы для расслабления и поддержания здоровья. Психокульты организуют семинары для родителей и учителей, а также для детей и студентов, обещая повышение успехов в школе, снижение стресса, разрешение проблем поведения и быстрое и эффективное обучение. Психотерапевтические культы (психокульты) являются разновидностью деструк-тивных сект психотерапевтической ориентации и обладают следующими характеристиками:
а) они основаны на многочисленных и разнообразных психологических и/или псевдопсихологических теориях, перемешанных с элементами альтернативных и оккультных движений и практик, а также восточных религий;
б) они используют методы и практики психотерапии, являющиеся сомнитель-ными с научной точки зрения, недоказанными, магическими, а зачастую унизи-тельными для личности и абсурдными;
в) они основаны на «холистическом» (целостном) видении человека, мира и психического заболевания;
г) они представляются как группы психотерапевтов, консультантов, тренеров по жизни (life coaches), якобы помогающих развитию личности, достижению успе-ха, самопознанию и т.п.;
д) их члены идеализируют психологию, психотерапию и конкретные концепции, технические приемы, методики, вне данного сообщества не имеющие никакой ценности и не признанные академической наукой;
е) уроки, тренинги и семинары, проводящиеся ими сегодня в большом количестве (например, по методу Сильва, по нейролингвистическому программированию, по «исцелению» через искусство), часто используются как механизм вербовки но-вых членов в различные организованные группы;
ж) вовлечѐнные в эти группы люди становятся ведомыми и часто подвергаются манипуляциям со стороны организаторов тренингов и впадают в зависимость от лидера и/или группы;
и) вовлечѐнным в эти группы людям приходится посещать бесконечные серии уроков, что наносит им не только психологический, но и материальный ущерб вплоть до полной потери контакта с реальностью.
Многие лидеры психокультов вдохновлялись сайентологическими идеями, и сама сайентология, как утверждают некоторые исследователи, начиналась как психокульт. Альтернативные псевдотерапии чреваты опасностями, которые мо-гут причинить серьезный ущерб разуму, телу и духу. Помимо прочих, описаны следующие опасности: ущерб здоровью, депрессия и эмоциональные срывы, при-ступы паники, нервные срывы, психоз, осложнения и усугубление заболевания, одержимость и даже смерть или самоубийство.Проблема альтернативных «цели-тельских» практик и психокультов является весьма серьезной, и борьба с ними – дело государства, медицинских организаций и учреждений, всего общества и Церкви.
III. Πастырские аспекты
1) Существуют «целительские методики», являющиеся определенно оккультными, такие, как, например, Рейки. Здесь недвусмысленно можно проследить непосредственную связь между практическими методами и их теоретическим (оккультным) обоснованием. Любой православный верующий с минимальным знанием катехизиса понимает, что он не может и не должен участвовать в таких мероприятиях, дабы не подвергнуться влиянию демонических сил. Однако есть и такие «терапии», где связь между теорией и практикой не очевидна с самого начала или специально утаивается. В этих случаях мы рекомендуем людям быть особенно бдительными и стараться узнать, на какой теории «терапия» основана, каковы ее теоретические и мировоззренческие предпосылки и подтекст, а также каким способом она осуществляет исцеления – когда таковые случаются. Необходимо отметить, что православный верующий не ищет исцеления любой ценой. Ведь и демоны «творят чудеса ложные», то есть якобы «исцеляют»; и неопятидесятники утверждают, что они могут исцелять. Но чьей силой? Сам по себе акт «исцеления» не является критерием, гарантирующим правильность и безопасность метода исцеления, более того, создает видимость исцеления для последующего привлечения клиента вновь и вновь. Сами утверждения об исцелении ни о чем не говорят, поскольку некоторые обманутые «целителями» люди начинают сами утверждать, что такие болезни, как рак или СПИД, исцелили, применяя уринотерапию или иные безумные методы.
2) Опасность таких «терапевтических методов» с точки зрения спасения души – помимо их опасности для физического здоровья – состоит главным образом в том, что они угрожают растлить православный дух, образ мышления и мораль, являя собой мост, вводящий ничего не подозревающих людей либо в псевдово-сточные секты, либо приобщая их к языческому мировосприятию, оперирую-щему такими понятиями, как вселенская энергия, прана, ци, аура, чакры и т.п. Эти термины являются ключевыми концептами мироотражения тоталитарных сект, следовательно, путь пациента клиники «альтернативной медицины» в тота-литарную секту становится значительно короче.
3) Опасные заблуждения с неприятными последствиями для верующих, остаю-щихся без пастырской поддержки, возникают, когда:
а) православный священник, по неведению или из корыстных соображений, со-вершает обряд освящения в центре «альтернативных терапий». Такие обряды и их фотосъемка почти всегда используются этими центрами для обмана граждан: будто бы «целитель» имеет благословение священнослужителя;
б) то же самое случается, если какой-либо известный церковный деятель, обычно по незнанию, использует методы «альтернативных терапий» или рекомендует их другим;
в) многие духовники, не осознавая связи этих методов с оккультизмом, в ответ на вопросы верующих не могут объяснить опасности этих методов;
г) альтернативные «целители» проникают в православную среду и обращаются с выступлениями на различных мероприятиях или семинарах (например, в «Шко-лах для родителей»), организованных церковью или с участием церкви.
IV. Образ мышления приверженцев «альтернативных терапий» и православное христианское мышление Неуправляемая и необузданная индустрия «холистиче-ской медицины» быстрыми темпами распространяется по всему миру. Восполь-зовавшись нынешним ростом числа заболеваний и страданий в жизни человека, она проникает в жизнь людей, обещая просто и быстро облегчить их участь.
Так называемые альтернативные «терапии» основаны на идеях и различных язы-ческих учениях и современном оккультизме в целом. Убеждения, теории и ме-тодики так называемого холистического лечения движения «Нью Эйдж» не являются чем-то новым, а представляют собой издавна известную практику магизма. Создатели и распространители альтернативных «методов терапии» провозглашают, что одно лишь самопознание предоставит нам ключи к жизни и смерти.
В качестве средств исцеления, среди прочего, предлагается лечебное голодание, гипноз, занятие спиритуалистическими методиками и приемами, использование лекарственных трав и лекарств на растительной основе вместо так называемых «ядовитых препаратов современной медицины». Большинство методов и прие-мов альтернативных «терапий» глубоко пропитаны ложной духовностью и яв-ляются смесью восточного мистицизма, магии, шаманизма и антихристианских воззрений «Нью Эйдж». Так, они используют методы и технические приемы, являющиеся не только сомнительными с точки зрения науки и академической медицины, но в значительной степени теоретически и практически основанные на практиках спиритизма. Поэтому те, кто прибегает к таким методам, осознанно или неосознанно посвящаются в учения, несовместимые с православной христианской верой и, безусловно, вредные для собственного здо-ровья. Альтернативные методы «лечения» и здорового питания, которые сегодня широко рекламируются многочисленными группами, организациями и системами, незаметно смещают мышление христианина. Фокусируя мысль и внимание на материальном аспекте окружающего мира, они приводят его к тому, что вся его жизнь вращается вокруг заботы о здоровье и питании. Его интересует только собственное здоровье и количество употребляемых калорий в день. Распространители «альтернативных методов лечения» употребляют термин «лечебное голодание», который часто отождествляют или сопоставляют с соблюдением церковного поста, выборочно ссылаясь, в частности, на цитаты из святоотеческих писаний. По словам «целителей», целью такого «поста» является «самоочищение», «самоисцеление», «познание и принятие с любовью неизвестных нам до того момента сторон нашей личности». Из вышесказанного можно
сделать вывод, что основной и высшей целью лечебного голодания человека яв-ляется его собственное эго. То есть речь идет о чисто индивидуалистическом уче-нии, ставящем человека в центр всего.
Пост – это не просто воздержание от определенной пищи или предпочтение одних продуктов другим, как это делают приверженцы «здорового питания». Конечно, Церковь регламентирует пищу, которую мы едим в период поста, но не потому, что считает ту или иную пищу плохой, а лишь для упражнения в воздер-жании. Православные верующие могут использовать одну пищу и избегать дру-гую, в силу послушания Церкви и ее определения поста. Это означает подчинение нашей личной воли воле Церкви. Другими словами, мы проявляем послушание Христу и святым отцам-основателям нашей церковной дисциплины. Вот почему пост - это не вопрос пищи, он имеет более глубокое значение: это добродетель. Когда альтернативные «терапии» говорят о Боге, душе и духе, их бог не имеет никакого отношения к Триединому Богу Православия. Их «бог» - бог «Новой Эры», отождествляемый с безличной универсальной космической энергией, находящейся «внутри нас», что, в конечном итоге, приводит человека к престолу Божественной воли внутри самого себя. Поэтому в их лексиконе нет понятия греха, а используются выражения, например: «злые духи» и «отрицательные и положительные мысли».
Согласно православной вере, человек черпает энергию не из Вселенной, а от Три-единого Бога, Который с абсолютной беспредельной любовью изначально создал человека из небытия и подарил ему существование. Мы веруем в Личного Бога, Нерукотворного и Вечного, а не в безличную обожествленную Вселенную «аль-тернативных методов терапии». Человек как создание Бога был сотворен и не имеет никакого отношения к природе и существу Бога. Его участие в божествен-ных деяниях происходит по благодати, а не по принуждению. Человек свободен в выборе: принять или отвергнуть благодать Божию, сознавая при этом, что без неѐ он не может спастись. Мышление нашей Церкви является христоцентри-ческим и святоотеческим и, следовательно, противоречит языческой концепции альтернативных «терапий».
Христиане уповают не на здоровое питание, долголетие, развитие интеллекта и избежание боли и страданий, а на жизнь вечную, которую можно получить через веру в Евангелие Христово и таинства Церкви.
Альтернативные методы «терапии» считают боль, страдания, соблазны, искуше-ния и жизненные трудности негативными явлениями и через оккультизм обеща-ют избавить вас от них. Церковь же, напротив, оценивает их положительно, так как они:
а) помогают человеку осознать свой предел, то есть смерть, и через неѐ – жизнь вечную;
б) способствуют духовному созреванию;
в) стимулируют дух смирения, терпимости, любви и веры в Бога – основные доб-родетели, которыми обладали все святые нашей Церкви.
Церковь не отделяет душу от тела: она призывает заботиться о теле в той мере, в которой оно тесно связано с душой и участвует в таинствах освящения и спасения. Вот почему существуют и таинство Елеосвящения (Соборования), и ряд молитв от болезней. Даже в высшем из таинств – Евхаристии – церковь молится об исцелении "всех больных, страдающих, недужных и их спасении". Церковь рассматривает и предлагает, в качестве основных средств поддержания физического здоровья, молитву, покаяние, исповедь и причащение, которые наполняют нас живительной благодатью Божией. Это не значит, что верующие не должны ходить к врачам для получения медицинской помощи. Сам Бог, говорит нам Библия, "дал людям науку" (Премудрость Сираха, 38:6). И более конкретно: "Почитай врача честью по надобности в нем, ибо Господь создал его, и от Вышнего - врачевание, и от царя получает он дар. Знание врача возвысит его голову, и между вельможами он будет в почете. Господь создал из земли врачев-ства…" (Премудрость Сираха, 38:1-4). Наука, которая прославляет Бога и служит спасению мира, для человека и для всего творения является источником благословения. Если, однако, она направлена на удовлетворение эгоистичных устремлений человека и на отречение его от Бога, то результаты еѐ могут оказаться катастрофическими.
V. Социальные и медицинские аспекты
Мы, участники рабочей группы «Социальные и медицинские аспекты псев-домедицинских и оккультных практик», в ходе нашей работы пришли к следую-щим выводам:
1. В связи с тем, что в настоящее время в разных странах отмечается устойчивая тенденция к проникновению в сферу медицины деструктивных объединений ок-культного характера, а также к пропаганде и легализации реализуемых ими псев-домедицинских методик, мы считаем целесообразным объединить усилия свя-щеннослужителей, религиоведов и врачей для распознавания псевдомедицинских культов и оценки их деятельности не только с морально-этической и религиоведческой, но и с профессиональной медицинской точек зре-ния. Учитывая данное обстоятельство, предлагаем обратить внимание медицинских сообществ стран-участниц конференции на необходимость выражения своего мнения в отношении псевдоцелительских практик и рекомендуем создать постоянно действующие комиссии при федеральных и региональных министерствах здравоохранения для защиты населения от воздействия недобросовестных «целителей» на жизнь и здоровье граждан.
2. Выслушав доклады и сообщения, представленные как на конференции, так и на заседании нашей рабочей группы, мы убедились, что все псевдомедицинские культы нарушают право человека на информированное согласие на проведение процедуры, не предупреждая о возможных негативных последствиях, связанных с ухудшением здоровья. Во многих псевдомедицинских культах практикуется пол-ный или частичный отказ от медицинской помощи, распространяющийся как на взрослых, так и на детей, что приводит к трагическим последствиям. Однако пра-вовой вакуум позволяет им реализовывать свои услуги, наживаясь на горе и стра-дании людей. В складывающейся ситуации очевидна необходимость обращения к законодательным органам наших стран с целью закрепления в законодательстве механизма запрета пропаганды и применения методик воздействия на организм, опасных для жизни и здоровья человека. Аналогичная норма положительно зарекомендовала себя в законодательстве Республики Казахстан, позволив запретить пропаганду и применение сектантской псевдомедицинской методики «Алля-Аят». Создание такого правового механизма может стать ключом принципиально иного подхода к ограничению антиобщественной деятельности сектантских структур.
3. В ходе нашей работы и обмена опытом мы также убедились, что большинство
псевдоцелительских культов нарушают действующее законодательство. Яркими примерами тому являются секты Надежды Антоненко и «Алля-Аят» в России. Также нельзя не отметить нарушение закона «целителями» С. Коноваловым и Рушелем Блаво в России, которые проводят сеансы массового целительства, не-смотря на их официальный запрет. Учитывая широкое распространение откро-венно грязного бизнеса на тяжело больных людях, как-то: оккультное и иное ан-тинаучное лжецелительство, продажа втридорога биологически активных добавок под видом лекарств, считаем, что только строгое наказание для лидеров псевдомедицинских сект может заставить тысячи других людей, занимающихся подобным, остановиться. В связи с этим считаем необходимым взаимодействовать с правоохранительными органами наших стран для пресечения социально опасной деятельности псевдомедицинских культов, подрывающих здоровье человека, и, следовательно, угрожающих национальной безопасности.
VI. Предложения - Рекомендации
Принимая во внимание, что вышеописанные псевдомедицинские практики мо-гут привести ничего не подозревающих людей к участию в оккультных организа-циях и деструктивных сектах, мы предлагаем:
1. предоставление более подробной информации о культах, ересях и псевдорели-гиозных группах;
2. информирование людей посредством разоблачительных публикаций в прессе, пресс-релизов, публикаций статей в Интернете и проведения семинаров по борьбе с сектами;
3. назначение и подготовку специалистов-сектоведов в каждой епархии;
4. поощрение сотрудничества и обмена идеями, информацией и опытом между экспертами по сектам;
5. создание международной сети экспертов в различных дисциплинах (например, врачи, юристы, богословы, социологи и т.д.) по вопросам сектантской экспансии;
6. местные власти и государственные службы должны осуществлять контроль различных групп, претендующих на ведение медицинской деятельности и не до-пускать выдачи им разрешений без строгой предварительной проверки;
7. законодательные органы должны серьезно разобраться с проблемой деструк-тивных культов и рассмотреть необходимость введения новых статей в Уголовный кодекс, касающихся этих вопросов.
Для предотвращения вышеперечисленных реальных опасностей с пастырской стороны необходимо:
1) Своевременное и точное информирование священников и верующих, находя-щихся в позиции пастырской ответственности, о духовных и других опасностях, которыми чревата деятельность альтернативных целительских культов, сект и ок-культных движениях вообще.
2) Катехизис и детальное разъяснение данных вопросов православной пастве, во избежание ее попадания в ловушки обманщиков и искажения ее православного образа мышления в результате заимствования прочих мировоззрений и религи-озных тенденций, несовместимых с христианской верой.
3) Тщательное изучение пастырями взглядов и методов этих групп и различных видов телесного и психологического ущерба, который они наносят своим жерт-вам, чтобы пастыри были в состоянии отличить обман от истины.
УЧАСТНИКИ
ГРЕЦИЯ
ФЕССАЛОНИКИЙСКАЯ МИТРОПОЛИЯ
архимандрит Стефанос Толиос
КРИТСКАЯ АРХИЕПИСКОПИЯ
Михаил Папатеохарис,
свящ. Василиос Куналис
ИНИЦИАТИВА РОДИТЕЛЕЙ СЕВЕРНОЙ ГРЕЦИИ
Арсениос Влиагофтис, свящ.
Паисий Юнг, свящ.
ВСЕГРЕЧЕСКИЙ СОЮЗ РОДИТЕЛЕЙ
Константинос Папахристодулу
МЕЖПАРЛАМЕНТСКАЯ АССАМБЛЕЯ ПРАВОСЛАВИЯ
Костас Мигдалис
Димитриос Костопулос, свящ.
Афина Аврамиду
Андреас Гатзелис, свящ.
Антониос Стилианакис, свящ.
Василиос Тсафаридис
Василиос Ливанидис, свящ.
Василики Панагопулу
Григориос Константину, свящ.
Георгиос Котронис
Георгия Христодулу-Терзи
Георгия Бикали
Деспина Анифантаки
Ирини Костопулу
Елени Андрулаки
Евдоксия Казепи
Еваггелия Корсакиду
Иаковос Матиудакис
Иоаннис Друкас
Иоаннис Зотос, свящ.
Каллиопи Нонота
Мария Харалампиду
Сотириос Афанасулиас, свящ.
Саввас Корсакидис
Христос Терзис
Христина Кенамеа
Христина Сиитти
Христос Кириазопулос, свящ.
РОССИЯ РОССИЙСКАЯ АССОЦИАЦИЯ ЦЕНТРОВ ИЗУЧЕНИЯ РЕЛИГИЙ И СЕКТ (РАЦИРС) - ЦЕНТР РЕЛИГИОВЕДЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ во имя сщмч. ИРИНЕЯ ЛИОНСКОГО
профессор, доктор богословия Александр Дворкин
Ирина Дворкина
канд. филол. наук Татьяна Карпачева
Елена Левшина
Антонина Петрыкина
к.ф-м.н. Владимир Решетов
Галина Решетова
МИССИОНЕРСКИЙ ОТДЕЛ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ ЕПАРХИИ
Георгий Иоффе, прот.
Николай Святченко, свящ.
Валерия Рычкова
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ПРАВОСЛАВНЫЙ ИНСТИТУТ РЕЛИГИОВЕДЕНИЯ И ЦЕРКОВНЫХ ИСКУССТВ
Аркадий Северюхин, прот.
Александр Замахин
НОВОСИБИРСКИЙ ЦЕНТР ПО ВОПРОСАМ СЕКТАНТСТВА во имя св. АЛЕК-САНДРА НЕВСКОГО
к.м.н. Дмитрий Индинок
Олег Заев
БЕЛОРУССИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОНСУЛЬТАТИВНЫЙ ЦЕНТР во имя св. ИОАННА ДАМАСКИНА ПРИ ГОМЕЛЬСКОЙ ЕПАРХИИ
Артемий Кривицкий, свящ.
УКРАИНА
Алексий Слюсаренко, свящ.
КИПР
КИПРСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ
Его преосвященство, владыка Христофорос, епископ Карпасский
Андреас Стилианидис
Георгиос Сергидис
Паникос Панайоту
Тасос Митсопулос
ВСЕКИПРСКИЙ РОДИТЕЛЬСКИЙ СОЮЗ
Спирос Аргиру
Христакис Иоаннидис
Алисон Панайоту
Анастасия Антониаду
Дора Сергиду
Ирини Мавромати
Елени Коккоди
Елени Зинонос
Сотия Периклеус
Стелла Тсиакка
ШТАБ ПОЛИЦИИ КИПРА
Михалис Гавриилидис
МЕЖПАРЛАМЕНТСКАЯ АССАМБЛЕЯ ПРАВОСЛАВИЯ
Левтерис Христофору
СЕРБИЯ
СЕРБСКАЯ ПАТРИАРХИЯ, СВЯТЕЙШИЙ АРХИЕРЕЙСКИЙ СИНОД
Его преосвященство, владыка Порфирий, епископ Егерский
протопресвитер Гай Гаич
ЦЕНТР АНТРОПОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Андрей Протич
Зоран Лукович
Марко Митич
БОЛГАРИЯ
НЕВРОКОПСКАЯ МИТРОПОЛИЯ
Его преосвященство, владыка Натанаил, митрополит Неврокопский
Феофил Андреев, свящ.
Стефан Куцев
Стефка Спиридинова
Диана Милева
Кирилл Маринов
Мария Киоссева
Миглена Цакова
Марин Кисов
Петр Сумаров
Станислав Барамов
ЦЕНТР ПО ИЗУЧЕНИЮ НОВЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ ДВИЖЕНИЙ
Анна Маринова
Бисер Божков
Иван Желев Димитров
Жанета Дикалова
Милка Барамова
Ралица Костадинова
Станислава Диоссева
ПОЛЬША
ВАРШАВСКАЯ МИТРОПОЛИЯ (И ВСЕЯ ПОЛЬШИ)
Андрей Левчак, свящ.
ЧЕХИЯ - СЛОВАКИЯ
ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ ЧЕШСКИХ ЗЕМЕЛЬ И СЛОВАКИИ
д. н. Александр Кап