История Вознесенского храма

Известно, что три церкви в Рязани были построены вопреки желанию епископа Михаила, которой был на Рязанской кафедре с 1548 года. В тот момент он был в Москве. И священники, может быть по внушению Божию, может быть, желая прославить имя Господне, «вышли и стали строить храмы». Это было в 1550 году. Одним из этих храмов был деревянный храм Вознесения Господня, который построил Священник Иоанн Зачатенский в Новинской слободе, где потом был выстроен Казанский храм Казанского женского монастыря г. Рязани, как упоминает Д. Солодовников в своей работе «Переяславль Рязанский» (1995 г., с.121).

Дворов в приходе было немного, по окладной книге 1676 года всего 32, половина из которых принадлежала «кирпичникам». Вознесенская церковь уже тогда имела придел во имя Живоначальной Троицы, который упоминается как существующий в 1626 году.

В 1765 году прихожане подали просьбу о дозволении построить новую каменную церковь. Это было связано с тем, что приход увеличился, да и храмы к этому времени стали возводиться для Господа каменные, чтобы они стояли долго, и пожары не поедали их. Большую часть суммы на строительство дал коллежский советник Николай Васильевич Хомяков - человек, чье имя в настоящее время, к сожалению, забыто. И уже в 1794 году (в некоторых документах значится 1790 год) постройка храма с приделом в честь святых бессребренников Косьмы и Дамиана была завершена. Новый каменный Вознесенский храм находился теперь не на старом месте, а там, где располагается и сегодня.

В государственном архиве Рязанской области имеется достаточно материалов о работах, которые проводились в храме. «Означенная наша церковь зданием каменная с токовою же колокольнею, построена в 1790-м году, - писали в 1833 году прихожане храма,- …утварь достаточна, крепка, кроме накатника в трапезе, который по случаю давно устроен, усмотрен нами очень ветхим, так что на будущее время ни мало не надежен и требует скорейшего возобновления».

В 1834 году была перестроена трапезная и сделана более просторной: её расширили и сделали в ней придел в левую сторону во имя трех святителей – Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого. Здание храма от перестройки изменило свой внешний вид, но на то было разрешение и архиерея, и архитектора, тем более, что все работы проводились под непосредственным надзором архитектора.

На средства неизвестного благодетеля были возобновлены иконостасы, а иконы покрыты лаком и позолотой. 23 декабря 1834 года был освящен престол во имя святых бессребренников Косьмы и Дамиана, а в феврале 1835 года - престол во имя Трех святителей.

Храм в то время был удивительно благолепен. Особенно великолепны были иконостасы столярной работы, «покрытые новой белой краской под лак с резной по местам простой работы». Иконостас во имя Трех святителей имел новые две иконы Спасателя и Божией Матери, написанные специально для нового придела и помещенные в особых киотах (к сожалению, в документах иконы не названы более точно). Особенно почитаемой была икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость», находящаяся в трапезной на правой стороне в киоте в серебряной ризе с вызолоченными венцами.

К 1915 году храм выглядел дивно. Крепкий, с каменной колокольней, с двумя главами и крестами, он был обнесен каменной с железными решетками оградой. Размер всей церкви был 35 аршин в длину и 34 в ширину. На колокольне имелось 6 колоколов: первый весил 210 пудов 12 фунтов, второй - 41 пуд, третий - 10 пудов, четвертый - 4 пуда, пятый и шестой без обозначения веса. Престолов в храме было три: в честь Вознесения Господня, в правом приделе - в честь бессребренников Косьмы и Дамиана, в левом приделе – во имя Трех святителей. Настоящая церковь была холодная, трапезная теплая.

От этой Вознесенской церкви необходимо отличать Вознесенскую, «что на архиерейском посаде». Она стояла недалеко от Борисо-Глебской церкви и принадлежала к древнейшим храмам епархии. В простонародной речи ее называли Старо-Вознесенский храм (на этом месте стоял некогда древний Вознесенский храм) или «Никола-Долгошей». Такое странное название она получила от внешнего вида завершения настоящей церкви, который задолго до революции был уже перестроен. От плеч стен оно было сведено к верху наподобие высокого восьмигранного шатра. Святитель Гавриил (Городков), архиепископ Рязанский и Зарайский, подобное название церкви Свт. Николая считал неблагозвучным и в 1845 году он приказал называть ее «Николовысоковский». Но вернемся к нашему Вознесенскому храму. В документах он назвался также и Ново-Вознесенский.

На заседании Рязанской губернской ученой архивной комиссии 11 сентября 1902 года был заслушан интересный вопрос. Некто Комарович написал письмо в комиссию, что в ограде Вознесенской церкви под водосточной трубой стоит старинная оловянная купель из двух полушарий, скрепленных тремя железными прутьями. Он предлагал комиссии обратить на нее внимание, и если она представляет ценность, принять меры к ее сохранению. Комиссия постановила просить старосту доставить купель для обозрения. Действительно, в храме было много ценных вещей не только для православного человека, но и с точки зрения художественно-исторической.

После революции церковь постигла участь многих храмов - участь разрушения, или, как называл этот период С.Д. Яхонтов, участь «руинования». Хотя с 1918 по 1929 годы в храме действовала религиозная православная община, но уже шёл необратимый процесс закрытия церквей новой властью. Сначала была сделана опись всего имущества, в котором были записаны все церковные ценности. Опись дает возможность представить бывшее благолепие и красоту Вознесенского храма. Деревянные, покрытые золотом иконостасы, откуда смотрели на прихожан древние лики икон в ризах золотой чеканной работы, Евангелия, кресты, Священные сосуды. В описи все иконы были оценены, как, впрочем, и само здание храма.

Все кресты и сосуды, а также драгоценные ризы были изъяты в 1922 году «для голодающего Поволжья». Оставались в храме только иконы, которых стало значительно больше после закрытия в 1936 году Воскресенского храма, который находился совсем рядом. К Вознесению были переданы ценная библиотека и чудотворная «Казанская» икона из Казанского монастыря г. Рязани.

В конце 1929 года Вознесенский храм был обследован специальной комиссией для того, чтобы организовать в нем склад под ссыпку хлеба, хотя храм еще действовал, его заняли верующие обновленческой ориентации. Окончательно храм был закрыт 24 ноября 1939 года Постановлением оргомитета. В документе указывалось, что церковь не действовала 6 месяцев- не нашлось нужного количества верующих, чтобы приход существовал. Но, наверное, он и не мог бы существовать, так как обновленцев не поддерживали православные рязанцы. С.Д. Яхонтов в своих воспоминаниях писал, что горожане всегда «предчувствовали» закрытие очередного храма по одной примете - власти требовали срочного ремонта храма. После закрытия в храме располагались различные организации, и все они пытались из бывшего храма сделать гражданское строение: ломали, сносили, рушили… Последняя организация – школа автомобилистов – так испортила храм, что, казалось, его невозможно будет восстановить.

В марте 1992 года Вознесенский храм был возвращен Русской Православной Церкви и на праздник Вознесения Господня был вновь освящён. Настоятелем храма стал протоиерей Анатолий Лазарев. Чтобы вернуть храму былое величие, отец Анатолий приложил немало сил. В мае этого же года освящен главный алтарь, в ноябре - придел в честь Казанской иконы Божией Матери, в феврале 1993 года – придел в честь Трех Святителей. В сентябре 1993 года назначен второй священник.
В октябре 1994 года открыта церковная лавка при Вознесенском храме.

В 1996 году на храме восстановлен купол с крестом. Приход принял посильное участие в устройстве церкви во имя св. вмч. Пантелеимона при Мальшинской богадельне.  В 1997 году были расписаны главный алтарь и передний храм.В 1998 году завершено строительство колокольни. В 1999 году построен крестильный храм и освящен в честь святых бессребреников и чудотворцев Косьмы и Дамиана. В этом же здании расположились приходская контора, просфорная, а в подвале – складские помещения.   В 2000 году приобретены и установлены новые колокола, в главном приделе изготовлены и установлены четыре новых напольных резных киота. В 2002 году митрополит Симон благословил основать при Вознесенской церкви сестричество, деятельностью которого стала благотворительность - оказании помощи малоимущим, сиротам, инвалидам, оказание помощи при богослужении. В 2007 в храме начала регулярно работать библиотека.   В этом же  году приходское сестричество было преобразовано в благотворительное общество во имя свв. бессребреников и чудотворцев Косьмы и Дамиана. Общество продолжает оказывать благотворительную помощь Рязанскому областному Дому ребёнка, Центру временной изоляции детей-правонарушителей УВД по Рязанской области, Государственному областному учреждению социальной защиты - социальному приюту для детей, Клубу инвалидов Железнодорожного округа г. Рязани, а также людям, попавшим в тяжелую жизненную ситуацию.
В 2010 году при городской больнице № 4 силами Вознесенского прихода была устроена домовая церковь во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского, приписанная к приходу. В больничной церкви каждый четверг, а также в Великие и Двунадесятые праздники совершается Божественная Литургия. В Вознесенском храме службы совершаются ежедневно. В штате храма пять священников.

Настоятель храма протоиерей Арсений Вилков